25 лет во главе «Роствертола»
На территории завода установят бюст Д.М. Чумаченко, гендиректора предприятия с 1955 по 1980 гг.
22 февраля исполняется 105 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Чумаченко. Он руководил предприятием с 1955 по 1980 годы. В память о выдающемся руководителе на территории ПАО «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» будет установлен бюст Д.М. Чумаченко.
Дмитрий Михайлович родился 22 февраля 1912 года в городе Баку в семье рабочего-кораблестроителя. После окончания Гражданской войны семья Чумаченко решила обосноваться в городе Николаеве. Свою трудовую деятельность Дмитрий начал в качестве ученика слесаря на знаменитом судостроительном заводе им. Андре Марти. Практические навыки начинающий рабочий подкреплял учебой в фабрично-заводском училище, где получал необходимые для работы и жизни знания.
В 1931 году Д.М. Чумаченко поступил на рабфак Харьковского авиационного института только что открытого в городе Николаеве. В сентябре того же года он продолжил свое обучение уже в Харькове. Получив диплом инженера в 1936 году, молодой специалист был направлен на только что построенный Иркутский авиационный завод № 125. В Иркутске Дмитрий Михайлович познакомился с будущей женой Маргаритой Матвеевной, и вскоре в молодой семье родилась дочь Нина.
Карьера будущего вертолетостроителя на Иркутском авиационном заводе развивалась стремительно. Приступив к работе в должности мастера, уже в 1940 году Дмитрий Михайлович стал начальником цеха, что потребовало от него не только глубоких знаний технологических процессов производства, но и умения ладить с подчиненными, вникать в их нужды и стремления. Исключительно ответственные должности начальника слесарно-сборочного, аэродромного, клепального, инструментального и, наконец, самого главного – цеха окончательной сборки, позволили Д.М. Чумаченко не только освоить все сферы производства, но и стали его «школой жизни».
Дмитрия Михайловича не отпустили на фронт, так как он был нужен на заводе. Однако военные годы на производстве под лозунгом «Все силы — на помощь фронту!» были не менее трудными, чем защита Родины на фронтовой территории. Это были тяжелые времена суровых репрессий, военной неразберихи, приема заводского оборудования, эвакуированного из западных районов страны, авральной смены изделий. Д.М. Чумаченко приходилось решать огромное количество различных задач. В его личном деле многочисленные выговоры закономерно перерастали в высокие правительственные награды, такие как орден Отечественной войны и «Знак почета», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и т.д.
В 1947 году в жизни Д.М. Чумаченко происходит важное событие – его избирают председателем заводского комитета профсоюзов. В те времена на такие должности выбирали не просто высококлассных специалистов, а людей, уважаемых коллективом — честных и принципиальных.
В 1949 году Дмитрий Михайлович продолжил свое образование в Москве в Академии авиационной промышленности, где готовили руководителей высшего звена. Он был направлен туда за особые заслуги в производственной и общественной деятельности.
Закончив в 1951 году Академию с отличием, Д.М. Чумаченко получил направление в город Ростов-на-Дону на Ростовский авиационный завод. С тех пор жизнь Дмитрия Михайловича была связана с ним навсегда. Первые два года он занимал должность главного контролера качества выпускаемой продукции, затем в течение двух лет – секретаря парткома предприятия. Это было тяжелейшее для завода время. Директора менялись каждый год, предприятие постоянно находилось в условиях недозагруженности. Ростовский авиационный завод был близок к расформированию и остро испытывал потребность в энергичном и смелом руководителе. Таким руководителем в январе 1955 года стал Дмитрий Михайлович Чумаченко.
Новый директор всеми силами искал выход из сложившегося положения. Встретившись в Москве с выдающимся конструктором вертолетов Михаилом Леонтьевичем Милем, Дмитрий Михайлович проникся его идеями. В те времена мало кто знал, что представляет из себя вертолет, но Чумаченко, будучи новатором не побоялся риска так как предчувствовал, что именно за винтокрылыми машинами - будущее. Результатом сотрудничества гениального конструктора и коллектива предприятия стал серийный выпуск вертолетов марки «Ми» - Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К, Ми-24, произведен запуск вертолета Ми-26 в 1978-79 гг.
Для серийного выпуска вертолетов Ростовский вертолетный завод нуждался в производственных площадях. При Д.М. Чумаченко были отстроены новые корпуса цехов, а также множество других зданий. Помимо повышения производственных показателей, Дмитрий Михайлович постоянно заботился об улучшении быта заводчан. При этом директоре появились столовые, медсанчасть и оздоровительный комплекс «Зорька» на черноморском побережье, по всей территории завода были посажены голубые ели из Архыза, начато строительство жилья для работников и детских садов для их детей. В 1976 году был открыт Дворец культуры вертолетостроителей.
Благодаря смелым действиям Д.М. Чумаченко предприятие успешно перешло на производство винтокрылых машин и превратилось в крупнейший вертолетостроительный завод России.
За годы работы на Ростовском вертолетном заводе Дмитрий Михайлович приобрел репутацию человека твердой воли и чрезвычайной смелости, умелого организатора и управленца, внимательного к нуждам и запросам людей. Его ответственность и гибкость в вопросах управления производством способствовали успешному достижению поставленных перед предприятием целей.
В течение 25 лет Дмитрий Михайлович Чумаченко руководил Ростовским вертолетным заводом. В 1968 году Д.М. Чумаченко стал лауреатом Государственной премии за освоение серийного выпуска самого грузоподъемного в мире на тот момент вертолета Ми-6. Был удостоен высоких званий – «Герой Социалистического Труда» (1971г.) и «Почетный авиастроитель», а также правительственных наград - ордена Ленина (1966 г) и двух орденов Трудового Красного Знамени (1974 и 1984 гг.).
В январе 1980 года Дмитрий Михайлович ушел на заслуженный отдых, однако и на пенсии он продолжал заниматься винтокрылой техникой, работая заместителем начальника филиала «Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля». 7 ноября 1989 года Дмитрий Михайлович Чумаченко ушел из жизни.
Сегодня ПАО «Роствертол» – предприятие вертолетостроительного холдинга «Вертолеты России». ПАО «Роствертол» выпускает широкую номенклатуру вертолетов марки «Ми» и проводит работы по ремонту и модернизации вертолетов, поставке авиационно-технического имущества и оказанию услуг. В настоящее время ПАО «Роствертол» серийно выпускает боевой вертолет нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» (Ми-28НЭ в экспортном варианте), Ми-28НЭ с двойным управлением; вертолет огневой поддержки Ми-35М; многоцелевые самые грузоподъемные в мире вертолеты Ми-26, Ми-26Т, Ми-26Т2. Предприятие входит в состав ростовского регионального отделения ООО «Союз Машиностроителей России».
АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2015 году выручка «Вертолетов России» по МСФО выросла на 29,5% и составила 220,0 млрд рублей, объем поставок составил 212 вертолетов.
Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 6 – в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2015 году достигла 1 трлн 140 млрд рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2015 году составила 41 000 рублей, налоговые выплаты Корпорации в бюджеты всех уровней превысили 160 млрд рублей. Согласно новой стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Планируемый объем инвестиций на развитие до 2025 года составляет 4,3 трлн рублей.