«Главная задача региональных производителей — удержать „свой“ домашний регион»
Александр Ремета, директор ГК «Тавр»:
— Наблюдаются ли в мясопереработке процессы концентрации рынка?
— Сейчас продолжается консолидация колбасного рынка: рост крупных федеральных игроков, преимущественно работающих на собственной сырьевой базе, за счет мелких и средних региональных компаний. При этом усиление активности федеральных производителей сопровождается агрессивными маркетинговыми мероприятиями со значительными коммерческими бюджетами. Наибольшая активность крупных федеральных игроков наблюдается в Центральном федеральном округе, но зона их влияния продолжает расширяться. В целом по РФ пятерка лидеров занимает более 20% рынка. Динамичное развитие федеральных розничных сетей в регионах также усиливает тенденцию.
В регионах, где присутствуют крупные региональные игроки, лояльность потребителей их продукции все еще высока, доля рынка местных производителей достигает 40–60%. Поэтому сейчас главная задача региональных производителей — удержать «свой» домашний регион и регионы с исторической зоной сфер влияния. Инструментами для реализации этой задачи являются организация фирменной розничной сети с широким ассортиментом и качественным обслуживанием, завоевание лояльности потребителей.
— Каковы особенности конкуренции на рынке?
— В 2016 году сохранилась тенденция по росту продаж в сетевой рознице крупных федеральных игроков: «Магнита», «Перекрестка», «Ленты» и др. Основная конкурентная борьба развивается именно в этом канале, но борьба за полку и покупателя в неорганизованной рознице не теряет актуальности. В условиях снижения покупательной способности высока эффективность маркетинговых мероприятий: подарков, скидок и бонусного товара за покупку. По данным Nielsen Promo Pressure, 62% российских покупателей обращают внимание на промоакции, 33% ищут их целенаправленно, и только 5% игнорируют скидки и другие специальные предложения в FMCG-магазинах.
— Как будет развиваться рынок мясопереработки в 2017 году?
— В экономичном секторе ожидается борьба за потребителя, так как в текущей экономической ситуации именно этот сектор будет локомотивом продаж. Тот, кто предложит самое оптимальное соотношение цена-качество, будет лидером. Премиальный и элитный сектора показали тенденцию прямой зависимости уменьшения упаковки (при повышении цены товара более эффективной является такая стратегия: купить меньшее количество предлагаемой продукции, но по старой, привычной цене). Крупные ритейлеры продолжат расширять ассортимент private label (собственных торговых марок). В ассортиментах собственных брендов ритейлеров появятся не только экономичные продукты, но и продукты из среднего и премиального сегментов. Доля продаж собственных брендов будет расти. Возможная доля покупателей продукции PL превысит 14%. Предприятия, заключившие контракты на выпуск PL с крупными федеральными игроками, смогут обеспечить себе стабильный рынок сбыта, себестоимость продаж в этом канале будет снижаться в зависимости от роста продаж, также эти производители смогут планировать инвестиции и корректировать свою стратегию развития.