Ремонт по-белому
Как открытие сервисного центра Apple в России отразится на рынке устройств
Компания Apple начнет сама ремонтировать свою продукцию в России. Производитель откроет в стране собственный единый сервисный центр по решению ФАС. Это стало итогом многомесячной тяжбы антимонопольщиков и производителя электроники. Подорожают ли новые iPhone? И что ждет неофициальные сервис-центры? Выяснял Алексей Соколов.
Тяжба антимонопольщиков и Apple длится с лета прошлого года. Тогда в ФАС обратился житель столицы: в авторизованных компанией сервисных центрах ему отказались поменять поврежденный дисплей на новый, сославшись на то, что официальных поставок запчастей в Россию попросту нет. Зато ему предложили поменять смартфон на другой с доплатой 22 тыс. руб. Покупатель на это не согласился и обратился в ФАС с жалобой. Ведомство такое положение дел тоже не устроило: если официальных поставок запчастей нет, то это нарушение антимонопольного законодательства: компания не может обеспечить эксплуатацию устройств в течение срока их службы 10 лет. Проблема в том, что Apple вообще не ремонтирует устройства в привычном смысле, отметил главный редактор портала Appleinsider Ренат Гришин.
«Они не ремонтируют и никогда не ремонтировали свои устройства. Специалисты Apple диагностируют устройство, определяют проблему. Например, если у вас сломался аккумулятор, то вам выдадут новый iPhone по цене замены аккумулятора по собственному прайсу. — пояснил он. — Что касается неофициальных сервисных центров, которые сейчас существуют, они останутся. Ведь именно они занимаются ремонтом. Например, если у вас сломалась камера, то ваш iPhone раскрутят, вытащат модуль камеры и поставят новый. Сама компания Apple так не делает».
В России у техники есть только два официальных состояния — новая и бывшая в употреблении. В США, на родине Apple, есть третье: так называемая восстановленная техника — устройство, которым не успели воспользоваться, потому что его с браком вернули в магазин, и он был устранен на заводе. Именно такие гаджеты и выдает Apple взамен сломанных устройств. Если официальная гарантия истекла, то за немалую доплату. Ремонт в сторонних сервисах обходится дешевле.
Некоторые игроки рынка считают, что затраты на сервисный центр корпорация может переложить на российских потребителей, и цены на новые устройства возрастут. При этом обладатели «яблочной» техники от решения ФАС, скорее, выиграют, полагает начальник отдела продаж и маркетинга компании Parallels Руслан Галка.
«Существующие частные центры от открытия официального сервиса Apple могут выиграть, потому что цена у Apple выше, плюс частники еще будут демпинговать. В итоге в выигрыше останутся обыкновенные покупатели. У них будет выбор: либо пойти в официальный Apple-центр, отремонтировать свой гаджет, возможно, дороже, или найти частников, которые сделают то же самое, но дешевле, — отметил он. — Конечно, самым лучшим способом стало бы, если Apple просто открыла собственные магазины либо выкупила бы сеть у какого-нибудь из местных игроков. Тогда бы покупатели Apple могли бы так же, как во всех странах, менять бракованные телефоны на другие».
Конечно, Apple может подать апелляцию и никакого собственного сервисного центра не строить. Но ФАС не закрыла дело против компании, а это значит, что производителя может ждать крупный штраф, после которого все равно придется запустить в России центр обслуживания. А после этого, быть может, компания задумается и об открытии в стране официального магазина.
В других странах Apple, наоборот, сама борется с неофициальными сервисными центрами, причем весьма жесткими способами. Например, после установки неоригинальных комплектующих при ремонте Apple может дистанционно отключить устройство.