Фактор кризиса

Как восстановить потребительский спрос в России

В России 25-й месяц подряд сокращаются розничные продажи, а, значит, потребление, что в целом тормозит восстановление экономики. Главная причина — падение реальных располагаемых доходов населения, считают экономисты, опрошенные агентством Bloomberg. По их мнению, Росстат на днях официально опубликует пессимистичные данные.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Чем грозят экономике такие цифры? И как государство может исправить ситуацию?

Сокращение розничных продаж говорит о том, что экономика все-таки не вышла на путь роста и развития, считает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

«В моем понимании это не повод, а причина говорить о том, что кризис еще не пройден. Российская экономика перестала существенно падать, и может быть, статистически по итогам этого года будет зафиксирован факт прекращения рецессии. По крайней мере, вероятность этого сейчас действительно больше 50%, по моим субъективным оценкам. Но это вовсе не означает, что кризис закончился. По итогам этого года вовсе не все показатели даже в укрупненной структуре, и в производстве, и в ВВП, выйдут в положительную зону», — пояснил он.

Сокращение потребления наблюдается как в секторе производственных, так и непроизводственных товаров. В период низких цен на нефть потребительское потребление выступало главным драйвером роста ВВП в России. Стимулировать его можно различными методами. Один из них — сделать кредиты для населения доступнее, предлагает бывший министр экономики России Андрей Нечаев.

«Должен быть комплекс мер, связанный с улучшением предпринимательского климата, с тем, чтобы, в первую очередь, частный бизнес инвестировал в российскую экономику. Это приведет и к росту занятости, и к восстановлению зарплат и потребительского спроса, — отметил он. — Полагаю, что и Центральному банку стоит задуматься над смягчением требований к потребительским кредитам для того, чтобы восстановить кредитование в этом секторе. Доступные кредиты станут дополнительным фактором восстановления потребительского спроса».

Однако пока власти озабочены наполняемостью бюджета страны и обсуждают меры, которые могут еще сильнее ударить по способности населения зарабатывать и покупать. Вновь в повестке дня возник вопрос о повышении НДС взамен снижения социальных взносов. Мера затормозит выход из кризиса, уверен доцент факультета экономических наук Высшей школы экономики Василий Аникин.

«На чем может быть основано стимулирование бизнеса? На налоговом послаблении. Это, конечно, популярная мера, которая, как показывает практика, способствует выходу из кризиса, — сказал он. — Но повышение НДС приведет к тому, что производители начнут повышать цены на свои товары, в том числе на товары первой линии потребления — молоко, хлеб. Спрос в этом случае сократится еще больше. Получится, что опять это бремя НДС упадет на население и приведет к его недовольству. Вряд ли при таких мерах можно говорить о перспективах развития экономики и выходе из кризиса в ближайшее время».

Не стимулируют потребление и меры, принимаемые Центральным банком. В борьбе с инфляцией регулятор удерживает ликвидность, а, соответственно, способность населения тратить.

Вся лента