Работники УАЗа сокращаются вместе с рынком
Причины увольнений проверяет прокуратура
Прокуратура Ульяновской области приступила к проверке фактов незаконности сокращений персонала. Соответствующее обращение в надзорный орган направила инициативная группа рабочих ООО «УАЗ-Автокомпонент» (дочернее предприятие ООО «УАЗ»). Авторы заявляют, что вследствие перевода производства компонентов в ООО «УАЗ» фактически за штатом оказывается более 130 человек, причем на места тех, кто предупрежден о сокращении, «уже принимают новых молодых рабочих». Администрация автозавода заявляет, что «сведения о крупных сокращениях недостоверные», однако 40 работников будут сокращены в связи со спадом заказов на автокомпоненты.
К проверке фактов, изложенных в обращении работников ООО «УАЗ-Автокомпонент», приступила прокуратура Ульяновской области. Об этом “Ъ” во вторник сообщил старший помощник облпрокурора Василий Зима. «Сфера трудового законодательства находится на особом контроле прокурора области, и каждое такое заявление незамедлительно ведет к соответствующим проверкам»,— сказал господин Зима, заметив, что сейчас изучается документация, опрашиваются стороны конфликта. Подробности проверки пока не раскрываются.
В своем обращении (имеется в распоряжении редакции “Ъ”) инициативная группа сообщает, что в связи с организацией нового производства автокомпонентов в ООО «УАЗ» осуществляется массовый перевод в него сотрудников из дочерней компании автозавода — «УАЗ-Автокомпонент». Однако части работников в переводе отказано со ссылкой на претензии службы безопасности предприятия, «но служба безопасности заявляет, что этот вопрос исходит от работодателя», работников «пускают по кругу». Отмечая, что многие из них проработали на заводе по 25 лет, авторы обращения полагают, что от них «решили избавиться под предлогом неблагонадежности», хотя ранее претензий по дисциплине к ним не было.
В ответ на обращение и прошедшую в СМИ информацию о возможных сокращениях, в понедельник руководство автозавода распространило официальное заявление, назвав недостоверными «сведения о крупных сокращениях». «С момента принятия решения о передаче функций производства автокомпонентов на УАЗ переведены 2521 человек из 2603 человек работающих». Не трудоустроены 82 человека, часть из которых в декретном отпуске или на больничном. В то же время руководство завода признает, что сокращения все-таки произойдут: «Для 40 работников подготовлены уведомления о сокращении в связи со значительным уменьшением объема поставок контрагентам и существенным спадом заказов на производство автокомпонентов». Им обещают предложить вакансии в «УАЗ-Автокомпонент» (где сохраняется чугунолитейный цех) и в службе занятости региона, а также — «в конкурентном порядке» — в ООО «УАЗ». «Вместе с тем вызывает сожаление тот факт, что политики, имеющие возможность на федеральном уровне способствовать реализации программ поддержки автопрома... предпочитают заниматься не конкретными делами, а популистскими акциями и поддержкой личного рейтинга»,— подчеркивается в заявлении.
Судя по всему, последнее относится к депутату Госдумы от КПРФ Алексею Куринному, который в понедельник встречался с председателем профкома УАЗа и представителями инициативной группы, «чтобы разобраться в проблеме». По его мнению, «смысл сокращений в том, что предполагаемые к увольнению — люди с активной жизненной позицией, которые неоднократно выступали и защищали свои права, и просто от них теперь хотят избавиться».
Представители инициативной группы заявляют “Ъ” что, по их подсчетам, «за штатом остается 130–150 человек», в падение заказов они не верят. «Мы выяснили, что, оказывается, в то время как нас увольняют, на наши места принимают людей со стороны»,— сказал один из них. По его словам, если увольнение состоится, они будут обращаться в суд. Однако руководитель департамента информации автозавода Константин Сазонов заявил “Ъ”, что эти «заявления не соответствуют действительности», и никакого приема на высвобождаемые места не ведется. Он также отметил, что «в 2016 году УАЗ произвел всего 51 794 автомобиля, что на 8% меньше показателей 2015 года», что и сказалось на объеме производства необходимых автокомпонентов.
«Я этот вопрос держу на контроле, постоянно тормошу администрацию, чтобы трудоустроить максимум, уже сейчас осталось 36 человек, которые пока не трудоустроены. И чтобы не было тенденциозных сокращений, мы персонально с каждым будем разбираться на комиссии»,— пообещал председатель профкома УАЗа Виктор Бычков.