Телефон раззвонил все вещдоки
По делу об убийстве Бориса Немцова изучили трубку милиционера
Во вторник в Московском окружном военном суде на процессе по делу об убийстве оппозиционера Бориса Немцова защита одного из обвиняемых, бывшего милиционера Темирлана Эскерханова, попыталась представить доказательства его невиновности, однако вышло совсем по-другому. Выяснилось, что в квартире предполагаемого соучастника заказного убийства нашли оружие, в том числе принадлежавшее исчезнувшему экс-заместителю командира батальона «Север» Руслану Геремееву, а в телефоне — контакты предполагаемых заказчика и исполнителя преступления, ролик с господином Немцовым и съемки с камер видеонаблюдения, которые участники расследования получили гораздо позже обвиняемого.
Телефон Samsung Темирлана Эскерханова оказался для следствия хранилищем вещественных доказательств. Во вторник в суде об этом заявило присяжным и гособвинение. Среди абонентов, с которыми общался подсудимый Эскерханов, в частности, значились предполагаемый стрелявший Заур Дадаев и разыскиваемый за организацию преступления Руслан Мухудинов. Причем все абоненты были записаны под именами и имели одинаковые прозвища Добрый. Когда у обвиняемого поинтересовались, какой именно из Русиков Добрых значится в его телефонной книге, тот предположил, что это могут быть Руслан Геремеев или один из его родственников, имеющий такое же имя. Но позже, уже по номеру, он точно определил, что Русик Добрый — именно Мухудинов.
Обратило гособвинение внимание и на фотографии, хранившиеся в памяти телефона. Серия снимков, изъятых из него, оказалась скриншотами, сделанными с видеозаписей камер наружного наблюдения, установленных в московской гостинице «Украина». По версии обвинения, на снимках помимо Эскерханова оказались Руслан Геремеев и Заур Дадаев. Они дважды посещали гостиницу 26 февраля 2015 года, и это странным образом совпало с визитом в нее Бориса Немцова.
По версии самого Эскерханова, снимки, вызвавшие подозрение у следствия, он получил от неизвестного по WhatsApp. При этом подсудимый утверждал, что его визиты не были связаны с покушением на господина Немцова, совершенным на следующий день. У него, утверждал Темирлан Эскерханов, просто было много времени. Поэтому он в тот день дважды побывал в гостинице. Один раз, в середине дня, чтобы «покушать» с Русланом Геремеевым, а второй, ближе к вечеру, просто приехал за компанию со своими знакомыми.
В Samsung подсудимого оказался и ролик с высказываниями Бориса Немцова о президенте Путине, который, по словам Темирлана Эскерханова, к нему также попал через WhatsApp. «Это такой прикол был, я в то время даже не знал, что это Немцов»,— заявил подсудимый.
Свои фотографии с пистолетом, которые остались в памяти телефона, подсудимый объяснил любовью к оружию. По его словам, снимки были сделаны лет пять назад, когда он служил в правоохранительных органах. Однако по снимкам было установлено, что они были сделаны в сентябре 2014 года. Где обвиняемый взял пистолет, так и осталось неизвестно.
Адвокат потерпевших Вадим Прохоров поинтересовался у подсудимого, какое оружие было обнаружено в квартире на Веерной улице, 46, где его задержали. Темирлан Эскерханов сообщил, что видел там только травматический пистолет, который лежал в тумбочке под телевизором.
Следствие установило, что этот пистолет, «Гроза-041», был произведен на московском предприятии «Техноармс» в 2013 году, откуда отправлен на реализацию в ижевское ООО «Байкал». Последнее продало его находящемуся в чеченском городе Гудермесе ЗАО «Зелимхан». В августе 2013 года пистолет приобрел Руслан Геремеев. Местонахождение самого экс-офицера Геремеева, как сообщается в материалах дела, до сих пор не установлено. Приобретенный же им ствол, по данным МВД, в учетах зарегистрированного, утраченного, похищенного и разыскиваемого оружия не значится.
В той же квартире оперативники нашли еще и ружье ИЖ-27ММ. Выяснилось, что двустволка-вертикалка была выпущена на Ижевском оружейном заводе более десяти лет назад. Однако по учетам оказалось, что оружие ни на кого не зарегистрировано. Данных же о том, куда именно оружие направлялось на реализацию, не сохранилось, так как на заводе они уничтожаются через десять лет.
— Я 13 лет работал в органах, за мной были закреплены разные стволы, которые я брал в зависимости от задания,— заявил подсудимый Эскерханов, отметив, что не имеет никакого отношения к оружию, найденному на Веерной.
— Вы лучше бы нашли пистолет, из которого убили человека в 50 метрах от Кремля,— сказал другой подсудимый Шадид Губашев. А его брат Анзор, назвавший заседание «цирком», получил замечание от судьи.