С полного разногласия сторон
В Женеве возобновляются мирные переговоры по Сирии
В Женеве 23 февраля должен начаться новый раунд межсирийских переговоров, который станет первой попыткой вернуть ООН утраченную ею роль в урегулировании сирийского конфликта. Возобновление диалога в Женеве станет возможным благодаря декабрьскому соглашению о прекращении огня, за которым последовали два раунда межсирийских консультаций в Астане. Однако, несмотря на первые реальные результаты в примирении сторон, переговоры стартуют в атмосфере острых разногласий как между участниками, так и организаторами. Как сообщил “Ъ” один из лидеров сирийской оппозиции Кадри Джамиль, участие во встрече в Женеве «Московской группы» противников официального Дамаска до последнего момента оставалось под вопросом.
Намеченный на 23 февраля новый раунд межсирийских переговоров в Женеве пройдет после десятимесячной паузы в мирном процессе под эгидой ООН, не принесшем никаких результатов. Предыдущий раунд состоялся в Женеве в апреле прошлого года и окончился провалом, после чего в Сирии на фоне паралича ооновской дипломатии произошла новая эскалация.
Подписанное в конце декабря при посредничестве России, Турции и Ирана общенациональное соглашение о прекращении огня, за которым в январе—феврале последовали два раунда межсирийских консультаций в Астане, создало условия для реанимации мирного процесса под эгидой ООН. Смысл происшедших в последние недели перемен глава МИД РФ Сергей Лавров определил так: «Астанинская инициатива помогла прекратить период бесконечного выжидания коллегами из ООН того момента, когда некоторые политические оппозиционеры-эмигранты соблаговолят согласиться сесть за стол переговоров».
Впрочем, несмотря на укрепление режима перемирия и присоединение к нему все новых вооруженных группировок, переговоры в Женеве возобновляются в условиях острых разногласий между различными фракциями сирийской оппозиции и стоящими за ними внешними игроками. Оппозиция разделена на «Московскую группу», «Группу Хмеймим», «Каирскую группу», «Группу Эр-Рияда» (Высший комитет по переговорам) и «Группу Астаны».
В связи с этим одной из наиболее трудноразрешимых проблем накануне встречи в Женеве стало решение вопроса о том, кто и в каком статусе будет представлять оппонентов Дамаска. «Консультации по поводу итогового списка участников продолжаются»,— уклончиво сказала в понедельник Яра Шариф, официальный представитель спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. Тем самым она подтвердила, что интрига будет сохраняться до последнего момента.
На фоне такой неопределенности лидер оппозиционного «Народного фронта за перемены и освобождение» («Московская группа») Кадри Джамиль накануне назвал полученное «Фронтом» от Стаффана де Мистуры приглашение «расплывчатым и непонятным», предупредив, что обязательным условием участия «Московской группы» должно стать предоставление ей равных прав с «Группой Эр-Рияда». «Как гости и советники мы не поедем»,— сообщил агентству ТАСС Кадри Джамиль.
Недовольство представителей «Московской группы» было связано с сообщениями о том, что изначально перед новым раундом женевских переговоров Стаффан де Мистура делал ставку на «Группу Эр-Рияда», пытаясь предоставить ей право представлять другие фракции, которые могут остаться в роли статистов.
Решение вопроса о том, примет ли участие во встрече в Женеве «Московская группа», находилось в тупике до того момента, пока в понедельник вечером группа не получила повторное, модифицированное приглашение от господина де Мистуры, которое оказалось более приемлемым.
Подробности сообщил “Ъ” лидер «Народного фронта за перемены и освобождение» Кадри Джамиль. «В новом письме содержалось предложение “Московской группе” сформировать собственную делегацию в Женеве, и мы расценили это как шаг вперед, потому что в первоначальном варианте приглашения такого предложения не было»,— пояснил господин Джамиль. После того как «Московская группа» согласовала вопрос со своими представителями в Сирии, во вторник было официально объявлено, что приглашение Стаффана де Мистуры принимается.
«Каирская группа» также подтвердила получение приглашения в Женеву, впрочем сообщив о намерении участвовать в переговорах не в составе делегации оппозиции, а отдельной группой (на переговорах в Астане «Московская группа» и «Каирская группа» сформировали единую делегацию).
Проявленный организаторами встречи в Женеве изначальный избирательный подход к формированию делегации оппозиции грозил переговорному процессу новыми осложнениями. На это, в частности, указал глава МИД РФ Сергей Лавров. «Переговоры, которые анонсированы в Женеве, не могут конструироваться в нарушение резолюции Совбеза ООН 2254. А она требует от наших коллег из ООН пригласить на эти переговоры делегацию правительства и делегацию всего спектра оппозиции, включая “Московскую группу”, “Каирскую группу”, “Группу Эр-Рияда”, “Группу Астаны”»,— напомнил господин Лавров.
Разногласия между различными группировками сирийской оппозиции во многом обусловлены столкновением интересов стоящих за их спиной мировых и региональных держав.
В преддверии переговоров в Женеве окончательно вышли на поверхность неафишируемые противоречия внутри треугольника Россия—Турция—Иран, инициировавшего декабрьское соглашение о перемирии в Сирии и два раунда переговоров в Астане. Сообщив, что между Москвой и Тегераном «нет разногласий» в оценке итогов последнего раунда переговоров в Астане, официальный представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми назвал «ошибочными» турецкие предложения по Сирии, в частности, идею о создании бесполетных зон безопасности.
Кроме того, в понедельник в МИД Ирана был вызван посол Турции в Тегеране для разъяснения последних заявлений высшего турецкого руководства в адрес Ирана. Напомним, что в ходе визита в Бахрейн президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Тегеран в дестабилизации ситуации в Ираке и Сирии.