Иран не забыл про бартер

В Тегеране опять заговорили о сделке с Москвой по обмену нефти на товары

Иран, несмотря на снятие со страны санкций, продолжает обсуждать с Россией схему бартерных поставок «нефть в обмен на товары», о которой стороны безуспешно пытались договориться несколько лет назад. Москва не раз сомневалась в актуальности программы в текущей ситуации, но иранские чиновники традиционно уверяют, что соответствующие соглашения скоро будут подписаны. Более близкими к реализации выглядят обсуждение Тегераном своповых поставок нефти с российскими нефтекомпаниями и переговоры об их участии в добычных проектах Ирана.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане и глава российского Минэнерго Александр Новак во вторник в ходе встречи обсудили возможность своп-сделок «нефть в обмен на товары», сообщает ТАСС со ссылкой на иранского чиновника. В то же время Reuters со ссылкой на местное телевидение пишет, что соглашение о закупке Россией иранской нефти в объеме до 100 тыс. баррелей в день может быть подписано в ближайшие 15 дней. Но неясно, идет ли речь именно о бартерной схеме. В Минэнерго РФ получить комментарии не удалось. Источники в российских нефтекомпаниях сомневаются в самой возможности скорого подписания подобного соглашения (о планах РФ по развитию портовой инфраструктуры Каспия и расширении торговли с Ираном см. также “Ъ” от 22 февраля). Отметим, что при объеме в 100 тыс. баррелей нефти в сутки годовые поставки в текущих ценах составят $2 млрд. В пересчете на зерно это порядка 8 млн тонн дополнительных отгрузок (зерновые цены зависят от класса пшеницы и условий поставки), или прирост всего годового зернового экспорта РФ более чем на 25%.

Схема «нефть в обмен на товары» была разработана в 2014 году, когда против Ирана еще действовали, а против России уже были введены западные санкции и зарубежные финансовые операции двух стран были ограничены. Предполагалось, что Россия будет получать иранскую нефть для продажи, а в ответ поставлять Ирану электричество, атомную энергию, газ и нефть, а также продукцию промышленности и сельского хозяйства. Но в середине 2016 года Александр Новак говорил, что программа потеряла свою актуальность после снятия санкций с Ирана. Но в декабре он же отмечал, что если в такой схеме будет необходимость и целесообразность, то есть возможность ее реализовать. «Сейчас этот вопрос прорабатывается. Окончательных договоренностей по данному вопросу нет»,— сказал тогда господин Новак. Хотя иранская сторона тогда же уверяла, что соглашение о бартере будет подписано в ближайшие два дня.

Представитель Минсельхоза во вторник заявил “Ъ”, что Россия готова расширять географию поставок российского продовольствия, в том числе в Иран, но говорить о конкретных категориях продуктов не стал. О программе своп-сделок ему ничего не известно. Иран — один из крупнейших покупателей российских зерновых. По данным Федерального центра оценки качества и безопасности зерна, с начала текущего сезона (с 1 июля 2016 года) по 13 февраля 2017 года в республику отправлено 1,2 млн тонн зерна (4,3% всего объема экспорта). Основной объем поставок пришелся на кукурузу (51,4%), еще 23,1% — на ячмень и 21,3% — на пшеницу. Гендиректор компании «Прозерно» Владимир Петриченко ранее говорил, что Иран постепенно наращивает собственное производство зерновых.

Более реалистично выглядят переговоры российских компаний с Ираном по свопам сырой нефти. Во вторник Бижан Намдар Зангане заявил, что страна продолжает обсуждение обмена нефтью с ЛУКОЙЛом, но, по данным местных СМИ, эта тема на встрече с Александром Новаком не обсуждалась. Помимо этого, по словам иранского министра, на продвинутой стадии находятся переговоры России и Ирана по нефтегазовым контрактам (проекты по добыче углеводородов), и Тегеран ждет от российских компаний предложений, технических условий и финансовых параметров. Предварительные соглашения по исследованию месторождений в стране заключили «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Зарубежнефть» и «Татнефть». Иран планирует выставить на торги 52 месторождения, из которых 29 — нефтяные и 23 — газовые, но последние два года в стране идет обсуждение новых условий работы с иностранными партнерами, и пока Тегеран не провел ни одного тендера.

В связи с взятыми Россией обязательствами по сокращению добычи нефти расширение трейдинговых операций вполне логично, отмечает Карен Дашьян из Advance Capital. Но, по его мнению, вряд ли речь может идти о существенных объемах сырья. Реализация соглашения ОПЕК и стран вне картеля по сокращению добычи нефти также заявлялась как основная на переговорах России и Ирана, но вчера никаких заявлений по итогам обсуждения стороны не сделали.

Ольга Мордюшенко, Анатолий Костырев, Дмитрий Козлов, Олег Трутнев, Олег Сапожков


Как ЛУКОЙЛ договорился поставлять в Иран бензин в обмен на нефть

В феврале ЛУКОЙЛ нарастил поставки нефтепродуктов на экспорт и увеличил зарубежную сеть заправок. Так, компания заявила, что будет поставлять до 2 млн тонн бензинов в Иран в обмен на нефть, а в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге купит 250 заправок. Читайте подробнее

Вся лента