KERAMA MARAZZI: логика инвестиций
KERAMA MARAZZI – один из крупнейших производителей керамической плитки в России – продолжает лидировать на рынке благодаря постоянным инвестициям в модернизацию производства и логистики. В 2016 году компания приступила к реализации проекта по увеличению мощностей орловского предприятия общей стоимостью 2,4 млрд руб. в рамках инвестиционного соглашения, подписанного с губернатором Орловской области Вадимом Потомским. KERAMA MARAZZI рассчитывает на возврат инвестиций, которые осуществляет за счет собственных средств, в течение 5,5 года.
О том, как логика масштабных инвестиций решает стратегические задачи KERAMA MARAZZI и формирует новые стандарты в развитии рынка керамической плитки, рассказал президент компании Марко Сантандреа.
— Марко, работа вашей компании в России всегда отличалась инвестиционной активностью. Какие стратегические планы связываете с осуществлением очередного проекта на орловской площадке?
— Мы никогда не останавливаем наши инвестиции. Например, в 2016 году мы запустили линию малых форматов для облицовки стен. Такую плитку кроме нас никто в России больше не производит.
Хоть вы и спросили про орловскую фабрику, хочу несколько слов сказать о второй нашей производственной площадке, которая находится в Московской области. Там в 2016 году мы установили инновационную линию по производству керамического гранита и буквально на днях запустили ее в работу.
Что касается Орла, то обновление будет продолжаться. Сейчас строим линии, которые введем в строй в 2018 году. Это две линии по производству керамического гранита, именно по ним мы подписали соглашение с губернатором Орловской области на форуме в Сочи. На площади 2 га сейчас строим два новых корпуса: в первом разместится линия по производству пресс-порошка, во втором – линии прессования, глазурования, обжига и сортировки.
Кроме того, запланирована масштабная модернизация на участке производства специальных декоративных изделий, или «фабрики красоты», как его в шутку называют на заводе: смонтируем и запустим мощную современную печь с линией глазурования, установим суперсовременную цифровую машину для печати на плитке большого формата и завершим монтаж второй линии по производству керамической мозаики. Эти меры позволят нам увеличить объем производства декоративной продукции на 9%. Так как данный сегмент рынка достаточно динамично развивается, мы планируем за счет высокого потребительского интереса к декоративным изделиям нашего производства добиться хорошей скорости окупаемости инвестиций.
— Вы рассчитываете на собственные средства или на заемные?
— У нас практически нет банковских кредитов, мы в основном используем собственные средства.
— Какое значение, на ваш взгляд, имеет реализация этого инвестпроекта для развития экономики Орловской области?
— Реализация проекта обеспечит в 2018-2020 годах поступление в бюджеты всех уровней до 390 млн руб. На основном производстве будет создано дополнительно 144 рабочих места.
Очевиден эффект и для смежных отраслей. Мы задействовали дополнительно около 560 человек на строительных работах, монтаже коммуникаций и оборудования. Кроме того, заказы на металлоконструкции и производство каркасных изделий для возведения новых корпусов были размещены на липецком заводе ООО «Промизделия» и орловском «Северсталь – Стальные решения», изготовлением и монтажом фундаментов занимается «Орелстрой».
Нужно понимать, что модернизация и расширение нашего производства – это дополнительная работа и для грузоперевозчиков, если учесть, какое количество сырья завозится на фабрику и объемы готовой продукции, которые с фабрики вывозятся. Таким образом от реализации этого масштабного проекта значимый дополнительный эффект получит вся региональная экономика.
— Как вы оцениваете потенциал развития ваших производственных площадок? Где сейчас инвестиционная активность более интенсивная?
— Орел – это сердце нашей компании в России. Оттуда мы начинали наше производство. Оттуда даже идет кадровая подпитка нашего московского офиса: мне кажется, что он уже наполовину состоит из орловчан. Площадка в Малино меньше, она специализируется только на производстве керамического гранита, в то время как в Орле мы делаем весь ассортимент: плитку для стен и пола, керамический гранит, все декоративные изделия и плитку малого формата.
Концентрация инвестиционной активности в данный момент у нас в большей степени аккумулируется на орловской площадке. Масштабная реконструкция, которая сейчас там идет, предусматривает существенное увеличение мощностей орловского предприятия. После ее завершения здесь будет выпускаться 5,8 млн кв. м керамического гранита в год, и это не считая всего остального.
— Политика всегда оказывает серьезное влияние на бизнес: ситуация с санкциями помогает развитию компании KERAMA MARAZZI как российскому производителю или мешает?
— Если говорить о санкциях, введенных в 2014 году, то керамического сектора они напрямую не коснулись, но, тем не менее, мы ощутили существенные изменения в своей деятельности. Например, на наши планы повлияло увеличение Европой таможенных пошлин на импорт товаров. Это привело к тому, что экспортировать продукцию стало сложнее и дороже. Раньше пошлины составляли 3%, теперь – 5%. Поскольку в результате санкций произошла девальвация рубля, стоимость валюты значительно выросла. Удорожание сырья и оборудования, которые мы закупаем за рубежом, существенно сказалось на нашем производстве.
Мы вертикально интегрированная компания: все – от разработки глиняных карьеров до отгрузки готового продукта и его продажи конечному потребителю – делаем сами. Изначально в концепции развития компании мы заложили минимальную зависимость от импортных составляющих. Но ведь сейчас многие российские поставщики сырья продают свою продукцию на международных биржах. В результате российские пигматиты, например, стоят столько же, сколько на международном рынке. Мы их покупаем за рубли, но по курсу валюты.
— Влияет ли это на сроки окупаемости проектов?
— Естественно. Оборудование теперь нам обходится на 50% дороже, соответственно, возврат инвестиций замедляется. Поскольку цена сырья привязана к валюте и оно де-факто для нас подорожало, это не лучшим образом отражается на себестоимости. С увеличением себестоимости мы не можем постоянно поднимать цену на продукт, поскольку в этом случае потеряем в объемах продаж. Поэтому маржинальность бизнеса снижается.
В такой ситуации встает резонный вопрос: продолжать инвестировать или подождать до лучших времен? Приняли решение не останавливаться. Рынок вернется к своему росту, и те новинки, которые мы сможем предложить ему благодаря внедрению нового оборудования, намного интересней того, что мы делали до сих пор. Они обязательно будут пользоваться высоким спросом у потребителей. Вкусы россиян эволюционируют, им становится интереснее покупать новый продукт, эстетически и интеллектуально привлекательный, оригинальный и необычный. Предвосхищая их запросы, которые, безусловно, уже совсем скоро повлияют на восстановление рынка и рост покупательского интереса к нашим новинкам, мы обновляем свой ассортимент, расширяем продуктовую линейку, растем в формате.
За счет этого, я уверен, сможем продавать гораздо больше. Таким образом, возврат инвестиций хоть и не будет столь быстрым, как изначально планировалось, но это все же будут приемлемые темпы, которые позволят нам развиваться.
Керамическая промышленность эволюционирует очень быстро, и это обстоятельство стоит во главе угла инвестиционной политики компании. Если мы хотим сохранять лидерство на рынке, должны идти на шаг впереди в инновациях. Пока нам это удается.
— Компания KERAMA MARAZZI была инициатором многих начинаний в российском производстве керамической плитки, создавая новые традиции производства и отделочной эстетики в строительном секторе. Чем удивите в ближайшей перспективе?
— Мы стараемся двигаться вперед на одинаковой скорости с итальянскими и испанскими производителями, не уступая им ни в чем, в ногу с мировой керамической модой. Это позволяет привносить новые интересные решения в российскую действительность. Линия, которую запустили недавно в Малино, характеризуется использованием новейшей технологии, которая кардинально меняет весь процесс производства. Там совершенно новые методы прессования, цифровое оборудование. Эта линия дает возможность производить керамические плиты размером 120х240 см. Если я не ошибаюсь, в Италии таких линий всего четыре, в России она пока единственная. Компания-производитель этого оборудования заявляет, что во всем мире заключила договоры на установку всего 30 таких линий.
Сегодня практически все дизайны, которые мы рисуем на плитке, наносятся методом цифровой печати. Она позволяет добиться потрясающего качества рисунка. Это оборудование гораздо дороже традиционных методов нанесения изображения, но результат намного превосходит то, что было раньше.
В Италии и Испании сегодня повсеместно выпускают плитку для стен со структурированной поверхностью, используют невероятные дизайнерские и даже скульптурные идеи. Мы тоже делаем продукцию со структурой. Такая плитка позволяет создать поразительный эстетический эффект, раскрывает перед архитекторами и оформителями необъятные горизонты для творчества! Но отличный результат достигается только при качественной укладке: рисунок на разных плитках должен совпасть, тогда никаких швов мы не заметим, вся поверхность будет цельной. Но реальность такова, что на российском строительном рынке пока мало квалифицированных укладчиков в силу того, что этим делом чаще всего занимаются мастера-самоучки. И вот это действительно проблема! Получается, что наша продукция, находясь на пике керамической моды, требует от укладчиков высокой квалификации и особого умения с ней работать, а работать некому. Например, в Германии профессия плиточника считается очень сложной специальностью. Там они сами устанавливают стандарты, какой должна быть плитка, чтобы исполнить задумку заказчика. И если она не соответствует этим стандартам, укладчики могут отказаться с ней работать. В России подобный подход, я бы даже сказал, профессиональная культура в строительной специальности только-только формируется.
— Для вас в приоритете завоевание новых ниш на российском рынке или поставки на экспорт?
— Ключевым рынком для нас была и остается Россия. Мы очень плотно работаем внутри Таможенного союза с Казахстаном, Беларусью, хорошие продажи у нас в Армении. С прошлого года начали работать с Азербайджаном. Было бы очень интересно наладить поставки в Узбекистан, если бы он вошел в Таможенный союз. Присматриваемся к Молдавии.
У нас есть филиал в Риге, но там емкость рынка небольшая, да и сильна конкуренция со стороны польских производителей. Мы успешно работаем в Скандинавии: в Финляндии, Швеции, Норвегии, осуществили первые поставки в Исландию, и для нас этот регион является очень важным в плане развития.
Следующим рынком будет Центральная Европа. Правда, конкуренция там просто невероятная. Но в плане позиционирования этот рынок для нас тоже важен.
— Если рассматривать в процентном отношении, какие объемы идут на внутренний российский рынок и какие на экспорт?
— Экспорт занимает от 16 до 22% наших продаж. Это по объемам в квадратных метрах. Из них на территории стран Таможенного союза продаем 80%, на Европу, соответственно, приходится 20%, и цифра эта растет.
— Марко, как вы полагаете, позитивный пример развития бизнеса KERAMA MARAZZI в России может привлечь инвесторов в промышленную сферу?
— За 20 лет моей работы в России по-настоящему больших иностранных инвестиций в промышленность я не видел. И эта ситуация, на мой взгляд, сегодня не изменится, особенно в период санкций. Для того чтобы создать серьезное, крепко стоящее на ногах предприятие в России, нужны очень и очень серьезные инвестиции. Например, компании, работающие в Италии, все средние или среднекрупные. И такие инвестиции для них практически неподъемны.
— Вы хотите сказать, что история становления KERAMA MARAZZI – это, скорее, исключение из правил?
— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на иностранные компании, которые производят или продают керамическую плитку в России. Помимо нашей компании есть Italon – «дочка» крупнейшего итальянского производителя керамической плитки, который в России создал очень маленькую компанию. Lasselsberger в Уфе тоже небольшая, хотя принадлежит очень крупному австрийскому производителю. Еще есть польская группа Cersanit, гигант, который в России создал две небольшие компании. Eczacibasi – крупнейшая турецкая фирма, в России также открыла очень маленькую компанию.
Только очень крупные компании из Европы смогли здесь что-то создать, у остальных просто нет такой возможности. Так что можно сказать, что KERAMA MARAZZI за эти годы осуществила довольно крупные инвестиционные вложения в российские активы.
А вот сами российские керамические компании неплохо инвестируют в свое производство. В прошлом году было запущено несколько новых линий. Они тоже потихоньку обновляются, но у нас это получается быстрее. Мы уже полностью перешли на цифровое производство, а другие –пока только частично.
— Марко, с окончанием периода реализации масштабных проектов, о которых вы рассказали, последует ли некоторая пауза в вашей инвестиционной деятельности?
— Конечно же, нет! Останавливаться в инвестициях в свое производство мы не будем! Следующий 2018 год для нас будет напряженным: в начале года планируем запустить две линии по производству керамического гранита, а летом, если все пойдет так, как мы ожидаем, вступит в строй еще одна – по производству настенной плитки. Немного переждем в плане роста объемов производства, но лишь для того, чтобы построить новые производственные корпуса. Для этого нам потребуются дополнительные площади, и сейчас мы решаем, где же развернуть это строительство – в Орле или в Малино? Но никакой паузы брать не будем.
Надо отметить, что сегодня мы осуществляем немалые инвестиции не только в основное производство, но и в логистику: строительство новых складов, систему управления ими. В Малино запустили полностью автоматизированную систему управления складскими запасами. Планируем такую систему внедрить на складах региональных филиалов, предварительно проведя реконструкцию зданий.
У нас есть план развития на ближайшие пять лет. В период с 2019 по 2020 год наверняка будем запускать еще одну производственную линию, но для этого нам опять потребуются новые производственные помещения…
Так как технологии в нашей отрасли очень быстро меняются, нужно предвосхищать тенденции, то есть перманентно инвестировать в модернизацию и в опережающем порядке готовить людей к работе на таком суперсовременном оборудовании. Что мы и делаем на протяжении 20 лет российской истории KERAMA MARAZZI.