«Надеемся, что Ильдар Дадин выйдет на свободу в ближайшие дни»
Адвокат активиста в эфире «Ъ FM» — о решении Верховного суда
Гражданский активист Ильдар Дадин может выйти из колонии 27 февраля, сообщила его адвокат Ксения Костромина. Она отметила, что Фельдъегерская служба должна забрать заверенную копию решения Верховного суда и в срочном порядке направить ее администрации колонии. Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Жданова обсудила ситуацию с адвокатом Ильдара Дадина Алексеем Липцером.
— В курсе ли сам Ильдар этого решения, как он отреагировал на него? Есть какие-то новости из колонии?
— Да, поскольку он участвовал в заседании посредством конференцсвязи. Его отношения я не знаю, поскольку связь с ним практически сразу после оглашения постановления прекратилась. Но, думаю, в ближайшее время я его увижу, и мы с ним обсудим все последствия этого судебного решения.
— Я уточняю, потому что сообщалось, что Дадин отказывался участвовать в заседании, поскольку ему не разрешили личного присутствия, а одобрили только видеосвязь.
— Действительно, он отказался от участия. Однако трансляция с ним не прекращалась вплоть до оглашения решения.
— Как отреагировали его близкие на вердикт Верховного суда? Насколько неожиданным он оказался для всех, и для вас в том числе?
— Супруга Ильдара Анастасия Зотова, естественно, была очень рада, как и все родные и друзья. В принципе, мы предполагали, что это единственное правильное законное решение, но допускали возможность того, что дело может быть отправлено на повторное рассмотрение в Басманный суд. Тогда процесс освобождения Ильдара мог бы немного затянуться.
— Сейчас это решение окончательное? Пересмотру и обжалованию оно не подлежит?
— Да, все правильно.
— Когда Ильдар Дадин сможет покинуть колонию, как будет выглядеть дальнейшая процедура его освобождения?
— В суде нам сказали, что уже сегодня они отправят специальной почтой постановление в колонию, где он сейчас находится. С момента получения этого постановления администрация колонии вправе его освободить. Нам сказали, что, скорее всего, завтра постановление уже будет в колонии. Думаю, что это уже вопрос одного-двух дней максимум.
— Сообщалось, что не раньше понедельника это все может произойти, потому что впереди праздничные дни.
— Да, но нам сказали, что все-таки обычно освобождают сразу после получения соответствующего постановления, так что праздники — не препятствие. Надеемся на то, что Ильдар выйдет на свободу завтра-послезавтра.
— Отдельно хотелось бы спросить по поводу реабилитации, на которую имеет право Ильдар Дадин. Ведь он провел в заключении около двух лет. Что эта процедура из себя представляет?
— За это полагается денежная компенсация за незаконное уголовное преследование. Сложно сказать, какая именно сумма должна быть. Плюс еще непонятно, будет ли Ильдар этим правом пользоваться, поскольку он — человек специфический и, вполне возможно, не захочет получать деньги от государства.
— Как эта процедура выглядит? Если все-таки он согласится на это, что нужно будет сделать?
— Требуется заявление в суд. Компенсация рассчитывается, исходя из количества проведенных дней под домашним арестом и дней, проведенных после заключения под стражу.
— Примерную сумму вы не можете назвать?
— Нет, не берусь сказать. Это все-таки нужно будет ближе к делу уже изучать, смотреть.
— Как вы думаете, почему это решение сейчас принято? Есть ли какая-то доля политической составляющей во всем этом решении? Потому что сейчас вердикт Верховного суда активно комментируют правозащитники, в том числе из Совета по правам человека, из Общественной палаты. Они говорят о некой политической составляющей во всем этом деле и в этом решении в частности.
— Такое действительно может быть, поскольку дело Ильдара Дадина активно обсуждалось в последнее время и в конце осени, когда стало известно про его нахождение в карельской колонии. Но если брать чисто процессуальную, юридическую сторону дела, то сегодняшнее решение абсолютно законное и соответствует и Конституции, и Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
Сегодня суд принял решение на тех основаниях, о которых мы говорили еще при возбуждении уголовного дела и при рассмотрении дела в суде. Поэтому я бы хотел надеяться на то, что здесь, в первую очередь, возобладал здравый смысл, и люди, работающие по этому делу, приняли решение, исходя из своих знаний.
— Учитывая то, что Ильдар Дадин стал первым россиянином, которому дали реальный срок за неоднократные нарушения на митингах, означает ли отмена этого приговора создание некоего юридического прецедента? Значит ли это, что эта статья не будет применяться?
— Не уверен в этом, поскольку для начала эта статья должна быть изменена в соответствии с постановлением Конституционного суда. Потом уже должна будет складываться совсем иная практика. Какие-то отдельные моменты из этого дела не могут служить прецедентом. Нужно смотреть все-таки на статью в ее окончательном виде уже после внесения изменений.