Адвокату пересчитают переводы
В Свердловской области рассматривают дело о незаконных валютных операциях на 1,5 млрд рублей
Как стало известно «Ъ-Урал», Ленинский райсуд Нижнего Тагила начал рассматривать уголовное дело в отношении екатеринбургского адвоката Константина Лазуткина и директора консалтинговой компании «Артэ» Ольги Малеванной, обвиняемых в переводе более 1,5 млрд руб. в Великобританию и КНР по подложным документам. По версии следствия, они оказывали платные услуги по незаконному выводу средств для сторонних предпринимателей. Сами подсудимые своей вины не признают, заявляя, что просто оказывали консалтинговые услуги.
На днях Ленинский райсуд Нижнего Тагила приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении екатеринбургского адвоката Константина Лазуткина и директора консалтинговой компании «Артэ» Ольги Малеванной, обвиняемых в создании компаний на подставных лиц (ст. 173.1 УК РФ) и совершении незаконных валютных операций (ст. 193.1 УК РФ), санкции которых предусматривают до десяти лет лишения свободы. По данным суда, впервые дело поступило еще в сентябре 2016 года, но в связи с выявленными процессуальными нарушениями отправлено прокурору. После этого дело вновь поступило в суд. Как следует из картотеки суда, сейчас дело рассматривается по существу, а очередное заседание назначено на 29 марта.
По версии следователей следственного управления СКР по Свердловской области (расследованием занимался отдел особо важных дел в связи с тем, что одним из обвиняемых был спецсубъект — адвокат), в течение 2013 года обвиняемые начали заниматься незаконными банковскими операциями по переводу денег со счетов фирм-однодневок на счета китайских подставных компаний. Согласно схеме, обвиняемые оформляли фиктивные договоры поставок строительного оборудования для двух екатеринбургских компаний — торгового дома «Антарес» и «Энергомеханизации». После этого на основании договоров деньги со счетов компаний переправлялись контрагентам — «Экспресс» и «Лоусон». При этом, как выяснило следствие, эти фирмы вовсе не относились к строительной отрасли: одна компания занималась секретарскими услугами, а вторая и вовсе была зарегистрирована на человека, который был номинальным владельцем более 300 юридических лиц в офшорах. В результате после вывода денег в Россию никакого оборудования не поступало.
По мнению следствия, обвиняемые выводили деньги сторонних компаний из Москвы и Санкт-Петербурга, за что получали вознаграждение в 0,65% от суммы каждой операции. Однако выяснить, чьи заказы исполняли обвиняемые, следствию не удалось. Как пояснили в региональном следственном управлении СКР, на данный момент следствие отправило поручения правоохранительным органам ряда регионов России для установления истинных владельцев фирм, деньги которых в итоге и переправляли екатеринбургские бизнесмены.
Интересно, что выйти на обвиняемых оперативникам свердловского УФСБ (вели оперативное сопровождение по делу) удалось после введения в регионе единой базы Федеральной таможенной службы. Как оказалось, обвиняемые предоставляли банкам в качестве доказательств законной сделки с иностранным контрагентом фальшивые таможенные декларации. Когда база заработала, банки начали проверять законность документов, в результате и был выявлен подлог деклараций.
Связаться с обвиняемыми не удалось: телефоны господина Лазуткина и компании «Артэ» не отвечали. По сведениям «Ъ-Урал», свою вину они не признали. По их версии, они оказывали услуги консалтинга для обратившихся к ним компаниям и не были осведомлены о том, что их клиенты не занимались строительной деятельностью и не получали товаров от иностранных контрагентов.
Стоит отметить, что в Свердловской области это не первое уголовное дело по факту совершения незаконных валютных операций (ст. 193.1 УК РФ). С 2013 года, после того как данная статья была введена в Уголовный кодекс, следователями было возбуждено в общей сложности три уголовных дела — в отношении Константина Лазуткина и Ольги Малеванной, основателя старейшего на Урале агрегатора платежей «Манибург» Алексея Бужина и собственника оптовой компании «Вымпелком-союз» Андрея Меркулова. Правда, ни по одному из них еще не вынесен приговор.