ОКБМ раскручивает реакторы

Нижегородское предприятие форсирует разработку проектов для российского и экспортного рынков


Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова в 2016 году приступило к реализации сразу нескольких перспективных проектов. Одновременно предприятие занимается разработкой технического проекта реакторной установки РИТМ-400 для нового типа атомных российских ледоколов, начало строить новый цех для производства титановых парогенераторов и работает над высокотемпературным газоохлаждаемым ректором. По мнению экспертов, разработки бюро будут востребованы на российском и зарубежном рынках.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

О выходе на завершающую стадию ряда ключевых проектов нижегородского «ОКБМ Африкантов» (входит в дивизион «Атомэнергомаш» госкорпорации «Росатом») рассказал “Ъ” первый заместитель генерального директора предприятия Виталий Петрунин. По его словам, к концу года специалисты ОКБМ завершат разработку технического проекта реакторной установки РИТМ-400 тепловой мощностью 315 МВт для ледокола проекта «Лидер». Это новый тип российских атомных ледоколов, задачами которых является обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Напомним, над концепцией судна электрической мощностью 110 МВт работает Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова совместно с ЦКБ «Айсберг» и «Атомфлотом». «Надеемся, проект реактора будет одобрен, и вскоре будет принято решение о его сооружении. На это уйдет еще пару лет», — рассказал господин Петрунин.

Кроме того предприятие планирует к 2020 году построить новый цех для производства титановых парогенераторов для судовых реакторных установок, которые используются, в том числе, на атомных подводных ракетоносцах, ледоколах и крейсерах. Для этого в 2016 году ОКБМ «Африкантов» открыл кредитную линию на 1 млрд руб. в ВТБ. Парогенераторы должны быть произведены из титана, поскольку любой другой материал не выдерживает контакта с морской водой, что приводит к интенсивной коррозии и выводу реактора из строя, а ее попадания нельзя исключить. Производственные параметры проекта в ОКБМ пока не раскрывают.

Также важной в ОКБМ называют работу над высокотемпературным газоохлаждаемым ректором (ВТГР) мощностью 10 МВт для Индонезии. Технология уже разработана специалистами бюро и призвана стать основой программы островного государства по освоению мирного атома, базирующейся на первом исследовательском высокотемпературном ректоре. На данный момент «Росатом» и индонезийская сторона рассматривают возможности реализации проекта. «Надеемся, что вскоре будет принято решение о заключении контракта под ключ на разработку проектной документации и сооружения данного объекта. В перспективе, после достижения референтности на первом объекте, планируется тиражировать опыт по всей территории страны для обеспечения электроэнергией, опреснения морской воды, получения водорода и ряда других задач», — рассказал Виталий Петрунин. По его словам, подготовка проекта ведется с участием немецких специалистов компании Nukem Technologies GmbH, которая входит в АО «Атомстройэкспорт», «Атомэнергомаш». Технология исключает вероятность утечки ядерного топлива из реактора.

Добавим, что в 2017 году ОКБМ совместно с Государственным научным центром Российской Федерации – Физико-энергетическим институтом имени А.И.Лейпунского (ГНЦ РФ – ФЭИ) в Обнинске приступит к разработке технологии получения в реакторе БН-600 высокоактивного изотопа кобальт-60 (Co 60), используемого в медицине и промышленности. Позднее будут изготовлены опытные образцы и начнутся испытания реактора. «Основная масса изотопа используется в промышленных приборах, например, дефектоскопах. На основе БН-600 мы уже получали опытные образцы, и сейчас речь идет о промышленном производстве. Остается подтвердить проектную документацию, получить лицензии», — отметил господин Петрунин.

В данном направлении эксперты видят определенные перспективы: российский рынок изотопа пока незначителен, но в ближайшие годы будет расти высокими темпами. Сейчас кобальт-60 производится на ПО «Маяк» и Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР), а также на Ленинградской АЭС. В ближайшем будущем планируется наладить производство и на Смоленской и Курской АЭС, что поможет укрепить российские позиции на мировом рынке и увеличить поставки для российских компаний. Однако реактор БН-600 позволяет вырабатывать большее количество изотопа, чем позволяют действующие технологии. Как отмечает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, основой для роста станет потребность кобальта-60 в медицине. «На мировом рынке сейчас более половины всего спроса на кобальт-60 удовлетворяется за счет поставок из Канады, где организовано производство на реакторах на тяжелой воде. При этом цены остаются высокими из-за дефицитности рынка», — уточняет господин Кондратьев. С ним соглашается главный редактор отраслевого портала «Атоминфо» Александр Уваров, говоря о перспективах экспорта изотопа. «Китай возьмет столько кобальта, на сколько у страны хватит денег. И Россия также испытывает большие потребности. Изотоп также пользуется большим спросом на европейском и американском рынках», — считает эксперт.

Что касается установок ВТГР, их возможности будут востребованы во многих промышленных отраслях, например, в производстве водорода. «В эту нишу атомная энергетика до сих пор не проходила. Такие проекты пытались реализовать в Германии, США и Китае, но ни одного удачного пока не было. Если индонезийский проект окажется удачным, то можно реализовать его и в России», — полагает Александр Уваров. По мнению Сергея Кондратьева, технологии ВТГР могут быть перспективными при разработке схем энергоснабжения удаленных регионов, например, малонаселенных островов в Юго-Восточной Азии, или на островах Тихого океана: доступные сейчас альтернативы – строительство тепловых электростанций или развитие возобновляемой энергетики экономически непривлекательны. «В России такие АЭС могут быть востребованы при автономном обеспечении удаленных населенных пунктов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и освоении арктической зоны. Сейчас для энергоснабжения таких поселений используются дизельные электростанции, стоимость выработки электроэнергии на которых в разы выше», — напоминает Сергей Кондратьев.

Впрочем, эксперты указывают также и на то, что российский проект ВТГР может столкнуться с конкуренцией как с ПАТЭС, так и с высокой конкуренцией внутри отрасли. Китайская Huaneng Shandong Shidaowan Nuclear Power уже построила первый модульный в провинции Шаньдун и в ноябре 2017 года может осуществить физический пуск такой АЭС. Среди других вопросов, которые придется решить российским компаниям – предложения привлекательных схем финансирования и контроль над расходами по всей цепочке создания стоимости – от строительства АЭС до производства и поставок ядерного топлива.

Роман Рыскаль

Вся лента