В Лосином жить не запретишь

Как застраивают национальный парк

Шашлычные, гостиницы с саунами и даже высотное строительство — все это на территории национального парка "Лосиный остров". По закону в нацпарках строить нельзя ничего, но в некоторых случаях, как выясняется, можно.

Фото: PhotoXpress.ru

ИРИНА БЕГИМБЕТОВА

"Шашлычный губернатор "Лосиного острова" Мкртчан устроил провокацию взятки" — новость под таким заголовком — первое, что встречает посетителей сайта национального парка "Лосиный остров". Официальная версия администрации, изложенная на сайте, интригует. Криминальная "этническая группировка", контролирующая торговлю на северо-востоке Москвы, благословила предпринимателя Мамикона Мкртчана стать "шашлычным губернатором" в "Лосином острове". И он им стал, несмотря на противодействие администрации, которая свято блюла неприкосновенность национального парка. Уследить за Мкртчаном было ой как сложно: он то займет целый гектар заповедной земли под ресторан, то откроет гостиницу, а то под видом экскурсионной работы проводит банкеты в здании эколого-просветительского центра. Все эти объекты — кафе, гостиницы — проработали на территории парка по несколько лет, некоторые открыты и сейчас. Но в феврале действительно случилась "провокация взятки".

16 февраля, согласно информации на сайте, в администрацию парка пришла

гражданка, представляющая интересы одного из ООО, контролируемых предпринимателем, с ходу предложила взятку сотруднику парка за право проводить банкеты, а получив отказ, внесла эти деньги — 425 тыс. руб.— в кассу по договору на проведение эколого-просветительских мероприятий.

Затем в офис ворвались сотрудники полиции и изъяли документы. Как оказалось, Мкртчан обратился за помощью в расследовании дела о вымогательстве в московский УЭБиПК, который и проводит в настоящее время следственные действия на территории парка. Директор парка Федор Воронин, со своей стороны, утверждает, что обратился с заявлением на Мкртчана в Генпрокуратуру, но в Генпрокуратуре "Деньгам" последнюю информацию не подтвердили.

Сказки лосиного парка

Дом приемов на территории «Лосиного острова» местные жители ласково называют домом терпимости

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

"Да здесь все на взятках держится, по слухам, директор свой пост купил и стал на нем зарабатывать,— втолковывает главный московский "яблочник" Сергей Митрохин, пока мы скользим на разъезжающихся ногах по обледенелым дорожкам парка.— Говорят, Воронин заплатил за этот пост миллион долларов. Источников не назову, но это похоже на правду".

Проблемами "Лосиного острова" Митрохин занимается с 2012 года: пишет о нарушениях в своем блоге, направляет обращения. Нынешний директор нацпарка Федор Воронин в должность вступил в 2009-м: был назначен приказом министра природных ресурсов и экологии России, поскольку парк, как объект федерального значения, подчиняется Минприроды. До своего назначения Воронин занимал в "Лосином острове" должность лесничего. Как отмечает Митрохин, с приходом нового директора коммерция здесь резко активизировалась. "В парке масса незаконных объектов,— говорит он.— Вон домик за забором, думаете, что там?"

Пока наш фотограф Дима Лебедев снимает здание, гуляющая поблизости старушка охотно, но с гримасой брезгливости дает разъяснения: "Они это называют домом приемов, а мы — домом терпимости. Армяне какие-то приезжают каждый вечер с девочками. Там и сауна есть!" Осведомленная пенсионерка представляется Татьяной Георгиевной и готова еще много рассказывать о том, какой беспредел творят "они", но директора парка никогда не встречала и обращаться к нему не пробовала.

Сергей Митрохин озабочен судьбой «Лосиного острова» последние пять лет

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Не встречался с директором парка и Митрохин. "О, это мистический человек,— закатывает он глаза.— Я директора никогда не видел, хотя пытался встретиться много раз, но там глухо, как в танке". Не удалось поговорить с директором и "Деньгам".

В приемной отвечают, что его "нет и не будет", и перенаправляют к главному лесничему, который сейчас исполняет обязанности директора, но застать последнего на месте тоже невозможно.

О том, что скрываться директору есть прямой смысл, мы догадываемся, дойдя до очередной автомойки, работающей на этой "заповедной" земле. Мойщики, перепуганные нашим приходом, долго пытаются нас прогнать, потом звонят хозяину, некоему Арно, и передают нам трубку. "Я же уже все Следственному комитету изложил! — умоляюще кричит в трубку Арно.— Все документы показал! Нормально работаем, шесть лет уже, по договору с администрацией парка". О том, что "из ОБЭП уже приходили", говорят и на базе техники, оставшейся от фирмы, которая занималась благоустройством парка.

"Ситуация, происшедшая с Мкртчаном, для парка совершенно типична",— утверждает руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба ОНФ в Московской области Антон Хлынов. Он последние несколько лет разными способами сражается за сохранение национального парка. "При прежнем директоре безобразия тоже были, но мелкие. По крайней мере, парк с нарушениями боролся. А сейчас там не борются, а торгуют своими полномочиями,— говорит Хлынов.— Сразу после вступления в должность Воронина тут все и началось: участки и объекты стали незаконно сдавать в аренду предпринимателям". У входа в парк со стороны Богатырского моста Мкртчан открыл то самое кафе-шашлычную "У Яузы" на целый гектар. Проработало оно четыре года, пока в 2013-м по решению суда не было снесено.

"Из всего, что мы вместе с Митрохиным навыявляли, парк "заметил" только кафе Мкртчана и решил показательно его снести. А до этого они его, конечно, не видели, это же иголка в стоге сена",

— иронизирует Хлынов.

"Минприроды, Московская межрайонная природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Генпрокуратура, Следственный комитет",— перечисляет Хлынов ведомства, куда ОНФ за последние годы направлял жалобы на парк. "По мелочи какие-то нарушения были ликвидированы, а по существу — нет. А уж о привлечении к ответственности должностных лиц и речи не было",— констатирует он.

На вопросы "Денег" о ситуации в Лосином острове в Минприроды не ответили.

Незваным гостям в постройках на территории нацпарка обычно не рады

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

О своих драматических отношениях с администрацией парка "Деньгам" рассказал бывший школьный учитель Сергей Кириенков — создатель проекта детских творческих мастерских "Город мастеров". В 2014 году Кириенков договорился с администрацией парка о строительстве народного музея живой истории на базе уже существовавшего в парке визит-центра "Русский быт". Музей должен был представлять собой этнодеревню IX-X веков. За несколько месяцев волонтеры проекта — школьники, студенты и их родители — возвели первые объекты: деревянную трапезную, стрельбище, жилище вятичей (полуземлянку), устроили затейное поле с большими качелями и "гигантскими шагами". Энтузиасты сделали реконструкцию настоящей хлебной печи и проводили мастер-классы по выпечке хлеба и приготовлению муки с помощью каменных жерновов. По подсчетам Кириенкова, по завершении проекта экскурсии и мастер-классы могли бы приносить по 250 тыс. руб. в месяц, из которых 100 тыс. предполагалось отдавать "Лосиному острову". "Мы предлагали сделать открытую бухгалтерию, чтобы все видели, сколько билетов продано, сколько получают экскурсоводы,— рассказывает Сергей Кириенков.— Но через замов Воронина (с ним самими поговорить и встретиться лично практически невозможно) мне передали: "Платите 100 тыс. в месяц и работайте безо всяких документов, деньги носите в конвертике". И мы просто ушли оттуда".

Домик в лесу

При строительстве микрорайона Щитниково в Балашихе ГК «Мортон» вырубила более 1 га леса

Фото: pik.ru

Квартира с видом на "Лосиный остров" — кому не понравится такая перспектива. Нравится она в первую очередь застройщикам: за последние годы разные строительные компании предприняли ряд попыток наступления на границы нацпарка.

7 августа 2009 года несколько десятков разгневанных жителей подмосковной Балашихи ломали забор, огораживающий стройку на территории "Лосиного острова". История тогда вышла громкая: группа компаний "Мортон" при возведении микрорайона Щитниково вырубила в нацпарке 1,2 га леса. Возмущались не только жители Балашихи. Вскинулись и Минприроды, и Росприроднадзор, и прокуратура Московской области. Последняя оспорила генплан Балашихи: как установил суд, документ, принятый советом депутатов Балашихинского района и утвержденный главой района в декабре 2005 года, "содержал недостоверную информацию о границах парка" — на отдельных участках граница отступала в глубь парка до 400 м. Обнаружила прокуратура и то, что генплан был принят с нарушением закона, а именно — не согласовывался с департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. В результате суд в декабре 2009 года признал генплан частично недействующим.

По факту вырубки деревьев было заведено уголовное дело, которое вело следственное управление при УВД по городскому округу Балашиха. Но хода ему не дали. "Они сумели закрыть уголовное дело — серьезные ребята",— в 2011 году о "Мортоне" говорил Forbes бывший глава Росприроднадзора Олег Митволь.

Участок "Лосиного острова", впрочем, спасти все равно не удалось. "Он был потерян: там проложили дорогу,— рассказывает Антон Хлынов.— Но дальнейшие события были еще интереснее. Микрорайон построили, а нормального выезда из него не сделали. И Минприроды согласовало "Мортону" вырубку еще одного кусочка леса под размещение эстакады. В январе 2011 года мы с активистами остановили эту вырубку и вызвали полицию. Через месяц получили удивительный ответ из балашихинского УВД: застройщик компенсировал ущерб нацпарку деньгами, поэтому в возбуждении дела отказали".

Торгово-развлекательный центр группа «Ташир» строит на участке, входящем в охранную зону «Лосиного острова»

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

С решением администрации Балашихи связана еще одна стройка в границах "Лосиного острова". Компания "Астерра инвест" (входит в "Эверест Эссет Менеджмент", которая создана акционерами группы "Абсолют" — одного из крупнейших землевладельцев Подмосковья) в 2015 году возвела в балашихинском квартале Абрамцево четыре четырехэтажных дома (проект "Гольяново-парк"). Земля под ними — 0,8 га — принадлежит владельцам паев ЗПИФа недвижимости "Сельскохозяйственный", которым управляет "Эверест". По кадастру недвижимости эта территория отнесена к территории "Лосиного острова". Как рассказал "Деньгам" житель Абрамцево Борис Филиппов, член инициативной группы местных жителей по защите нацпарка, в 2012 году администрация Балашихи изменила вид разрешенного использования этих земель с сельскохозяйственного производства на малоэтажное строительство, а затем выдала разрешение на строительство самих домов. "И это притом, что закон об особо охраняемых природных территориях запрещает изменять целевое назначение земель в границах нацпарков",— подчеркивает Филиппов. Параллельно с возведением домов "Эверест Эссет Менеджмент" обратилась в суд, пытаясь оспорить, что земли отнесены к нацпарку. После долгих судебных баталий с привлечением Росреестра, Минприроды и парка дело компания проиграла. Дома, правда, к тому моменту уже были возведены, а квартиры в них, как говорит Филиппов, проданы. Сейчас компания пытается легализовать строения путем получения государственной экологической экспертизы. "Но она проводится до начала строительства, а не после,— возмущается Филиппов.—

При этом у ведомств разный взгляд на ситуацию, мы обращались в Минприроды, там считают, что объекты незаконные, но Росприроднадзор почему-то придерживается другого мнения".

Способствовали местные подмосковные власти и другой стройке, связанной с охранной зоной "Лосиного острова",— в Мытищах. Правда, местным жителям удалось оспорить ее условия в суде и выиграть. В 2013 году конкурс на застройку двух микрорайонов площадью 176 га в Мытищах выиграла дочерняя компания девелоперской "Лидер групп", которую на рынке связывают с семьей депутата Госдумы от КПРФ Александра Некрасова. Компания оказалась единственным участником тендера и предложила весьма скромную сумму за освоение территории — чуть более 175 млн руб. Позже "Лидер групп" заявила о весьма амбициозных планах: в рамках проекта "Большие Мытищи" построить свыше 500 тыс. кв. м недвижимости, инвестировав около 35 млрд руб. Местные жители, которых в сентябре 2014 года собрали на публичные слушания, с удивлением обнаружили, что вместо разрешенных ранее девятиэтажек им предлагается одобрить 17-этажную застройку, а в застройку попала охранная зона "Лосиного острова". "Население района с этой стройкой должно было увеличиться до 25 тыс. человек, а по плотности мы бы и вовсе сравнялись с Гонконгом,— говорит председатель ТОС "Восточная Перловка" (Мытищи) Виктор Карачун.— Проголосовать людям на публичных слушаниях не дали, а заключение об изменении правил застройки и землепользования подписал сначала глава Мытищ, а потом утвердил совет депутатов. Полномочия по градостроительной деятельности тогда были у Мытищ, и они "гнали лошадей", чтобы успеть утвердить решения".

Подмосковные муниципалитеты лишились полномочий по утверждению генпланов поселений и правил застройки в 2015 году — правительство области забрало эти полномочия себе.

Но самое масштабное строительство в Мытищах, связанное с "Лосиным островом", разворачивается сейчас. В 2014 году администрация Мытищинского района заключила с ООО "Георесурс" договор аренды земельного участка площадью более 24 га на Ярославском шоссе. Как сказано в петиции "Остановить уничтожение национального парка "Лосиный остров"", размещенной на сайте Change.org писателем и журналистом Игорем Трушкиным и подписанной 605 участниками кампании, участок входит в границы "Лосиного острова" — автор петиции ссылается на открытые данные Министерства лесного хозяйства РФ и сайта Zapoved.ru. "В мае 2014 года земельный участок, который на протяжении десятилетий был кормовой базой и одной из троп миграции лосей, косуль, оленей и кабанов и где жители Москвы и Подмосковья могли наблюдать их в естественных условиях, площадью больше 24 га зеленых "легких" Московского региона был огорожен металлическим забором. С июня 2014 года строители вырубили сотни деревьев и кустарников и, несмотря на протесты населения, вели строительные работы",— говорится в петиции.

Площадь «Лосиного острова» 116 кв. км, незаконным постройкам есть где спрятаться

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В прошлом году Главархитектура Московской области, отвечая на запрос Трушкина, признавала, что участки относятся к "Лосиному острову", но указывала, что они входят всего лишь в его охранную зону. Впрочем, строительство даже и в охранной зоне требует особого согласования: если верить Главархитектуре, соответствующее согласование было получено застройщиком от Минприроды в 2010 году.

"Георесурс" возводит на участке административно-торговый центр. Правда, как выяснилось в 2015 году, разрешения на строительство у компании не было: Главстройнадзор Московской области судился по этому поводу с компанией в арбитраже. Стройка ненадолго была приостановлена, но потом возобновилась.

ООО "Георесурс", согласно данным Kartoteka.ru, на 27% принадлежит сыну генпрокурора Артему Чайке, на 25% — ООО "Ташир Капитал". Как заявляла в 2014 году ГК "Ташир", проект стоимостью $300 млн предполагает строительство ТРЦ с 300 магазинами, кинотеатром и ресторанами.

Вся лента