Пусть расцветают сто тюльпанов
Есть ли у голландских популистов политическое будущее
Выборы 15 марта в Голландии не на шутку тревожат соседей: с этого голосования может начаться поход популистов во власть в Европе. Но сами избиратели невозмутимы: система сдержек самой старой демократии Старого Света переваривала и не таких, как Герт Вилдерс
"Гид пессимиста на 2017 год", выпущенный агентством Bloomberg, предсказывает: именно с Нидерландов начнется волна побед популистов, выступающих за укрепление границ, отказ от евро и даже Евросоюза. Программа Партии свободы (PVV), основанной Гертом Вилдерсом в 2006 году, включает эти и даже более радикальные планы (закрытие исламских школ, депортацию граждан с двойным гражданством и судимостью). При этом у PVV — реальные шансы занять солидное количество мест в парламенте. Но приведет ли даже самый фантастический успех партии Вилдерса к радикальным реформам? Скорее всего, этого ожидать не стоит, и вот почему.
Генеральные штаты, то есть парламент, в Нидерландах состоят из двух палат: первой — сената (75 мест) и второй (150 мест). У второй палаты полномочий больше: она формирует правительство, контролирует его, принимает новые законы (последнее, кстати, с 1815-го — раньше, чем где-либо на континенте). Ну а поскольку на деле ни одна партия не может набрать в ней абсолютное большинство мест (то есть больше 75), чтобы сформировать кабинет, то после выборов начинаются переговоры о коалиции из двух или более фракций, которые вместе имеют больше половины мест. Не исключено и формирование коалиции из партий, оказавшихся в меньшинстве, если в сумме они могут рассчитывать на поддержку большинства депутатов.
«Разбавить вино водой»
Коалиционное управление — формула, по которой голландская демократия работает уже третий век. Для обсуждения результатов выборов и выяснения позиций проводят парламентские дебаты и назначают посредника, который определяет готовность фракций к сотрудничеству. Быстрее всего коалицию сформировали в 1948 году — через 31 день после выборов. Рекорд медлительности (208 дней) был поставлен в 1977-м. В 2012-м, после последних выборов, понадобилось 52 дня.
Договорившись, члены коалиции подписывают соглашение о планах на четыре года, в основе — предвыборные программы партий. Если главные положения программ отличаются мало, прописывают общие направления. Если есть спорные моменты, по которым в ходе напряженных переговоров достигаются компромиссы, коалиционное соглашение прорабатывается детально, чтобы избежать неразрешимых разногласий в момент, когда надо будет действовать.
Самое распространенное выражение, передающее суть переговоров между партиями, готовыми встать у руля,— "им пришлось разбавить вино водой". Фемке Халсема, экс-лидер фракции зеленых, в мемуарах называет компромисс и консенсус столпами нидерландской политической системы. Последний образец такого коалиционного соглашения в 2012-м представили Марк Рютте (от VVD, праволиберальной Народной партии за свободу и демократию) и Дидерик Самсон (от PvDA, социал-демократической партии труда). Несмотря на принципиальные разногласия, им удалось достичь компромисса по всем пунктам, каждая партия пошла на уступки. Так, программа VVD предполагала сокращение расходов на помощь странам третьего мира до 1,25 млрд евро, а PvDA настаивала на сохранении бюджета в 4 млрд. Сошлись на 3 млрд. То же с расходами на здравоохранение: либералы хотели их сократить на 8,5 млрд, социал-демократы — на 4,5 млрд. Сошлись на 5 млрд. При этом план PvDA по упрощению процедуры воссоединения семей беженцев в договор не вошел.
Так же участники коалиции договариваются и о постах премьера, госсекретаря и прочих членов кабинета. Премьер-министром обычно становится представитель партии, у которой больше всего голосов. При дележе портфелей тоже не обходится без компромиссов, иногда даже создают должности министров без министерства. В 2012-м, например, появилась должность министра внешней торговли и развития сотрудничества при МИДе.
Впрочем, важнейшему компромиссу в истории Нидерландов в этом году стукнет 100 лет, он ровесник нашей революции, только с противоположным политическим знаком. В 1917 году клерикальные, либеральные политики и соцдемократы приняли так называемый Примирительный закон: он гарантировал равное госфинансирование конфессиональных и светских начальных школ (до того субсидировались лишь светские). А в качестве компенсации религиозно настроенные парламентарии сняли возражения по предоставлению всем мужчинам избирательного права. Историки убеждены: это помогло снять напряжение в обществе.
Возмутитель спокойствия
По последним опросам, Партия свободы Герта Вилдерса (PVV) может получить до 30 мест. Однако еще до выборов большинство партий, с которыми сторонники Вилдерса могли бы войти в коалицию, отказались от сотрудничества с ними. Речь о всех следующих за PVV лидерах рейтингов: праволиберальной VVD (25 мест по опросам), христианских демократах и Демократах 66, которым сулят по 17 мандатов. Премьер Рютте (VVD) и вовсе оценил шансы на совместную работу с Вилдерсом как "нулевые". Дело, считает он, не только в радикальных антиисламских взглядах политика, но и в разногласиях по социально-экономическим вопросам, а также в "опыте 2012 года" — тогда Вилдерс отказал кабинету Рютте в обещанной ранее поддержке, что привело к отставке правительства.
Самое интересное в Нидерландах начинается после выборов: жизнь людей в этой стране меняют не предвыборные программы, а коалиционное соглашение
Кстати, прецеденты, когда победившая на выборах партия не входила в состав правящей коалиции, были. Социал-демократы из PvDA — партия, которая больше полувека проходила в парламент, с 1977-го по 1982-й в коалициях не участвовала. Хотя брала больше всех мест на выборах и не отличалась радикализмом.
То же может произойти и с партией Вилдерса. Да, из опросов видно, что "свободники" возьмут много на выборах 15 марта. Говорят даже об изменении менталитета — избиратели, пишет Марк Краненбург в газете NRC, стали требовательнее к властям, они ощущают себя не просителями, а потребителями услуг, которые должны предоставлять политики. Если те это не делают, избиратели обращаются к таким, как Вилдерс: его партия еще не была у власти, и его пока нельзя обвинить в нарушении обещаний. Социолог Кун Дамхейс в книге "Пути к Вилдерсу" выделяет три мотива: чувство обиды (на правительство, которое разрешает полякам занимать рабочие места голландцев), недовольство распределением средств в ЕС (в частности, финансовой помощью Греции) и радикальный консерватизм (протест против ислама). Как бы то ни было, самое интересное начнется после выборов: жизнь людей в Нидерландах меняют не предвыборные программы, а коалиционное соглашение. Как предполагают эксперты, в новый кабинет войдут 4-5 партий, что усложнит принятие решений. А сторонники Вилдерса, так и не найдя союзников в новом парламенте, скорее всего, останутся в оппозиции.
Анна Прийдак, Амстердам