Промышленность открыла второй фронт

ОПК

Поправки к закону о гособоронзаказе (ГОЗ) с ужесточением контроля его исполнения создали дополнительные трудности большинству предприятий отрасли. Нижегородская область в числе других российских субъектов лоббирует изменения, которые позволят военной промышленности работать более эффективно при сохранении должного контроля государства. Часть принципиальных корректировок, предложенных нижегородскими промышленниками, уже была учтена в поправках к федеральному закону, обновленному в 2016 году. Но лоббисты настаивают на дальнейшем смягчении условий работы и уже подготовили новые изменения в ФЗ.

В оборонном промышленном комплексе число подписанных контрактов выросло вдвое

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Последние два года предприятиям оборонно-промышленного комплекса работать стало гораздо сложнее. Поправки, внесенные в закон «О гособоронзаказе» (ФЗ № 275) в 2015 году, ужесточили систему контроля исполнения ГОЗа. Но в прошлом году нижегородские промышленники добились пересмотра некоторых законодательных норм. В частности, головные исполнители ГОЗа получили возможность финансировать закупки необходимого сырья и комплектующих для выполнения ГОЗа из авансовых платежей и использовать их для покрытия кредитов на текущую деятельность. Кроме того, был скорректирован механизм перечисления прибыли после частичного исполнения контракта головным исполнителем и соисполнителем ГОЗа по заказам с длительным технологическим циклом. Также предприятиям разрешили списывать средства со спецсчетов для выплат социальных гарантий и компенсаций сотрудникам. Решающую роль в этом сыграло обсуждение законопроекта на совете законодателей в Санкт-Петербурге в мае 2016 года, когда депутаты нижегородского парламента представили свои поправки коллегам из других регионов и они были поддержаны комиссией по экономической и промышленной политике.

Тем не менее проблемы остались: деньги на специальных счетах банков по-прежнему невозможно использовать как собственные средства предприятий — соответственно, оплачивать расходы на оборудование по лизинговым схемам, необходимую для выполнения заказа электроэнергию, а также командировочные сотрудникам. Кроме того, отмечают участники рынка, предприятиям по-прежнему приходится открывать множество счетов для каждого соисполнителя ГОЗа, что приводит к дополнительным расходам на их обслуживание.

Эти и другие сложности заставляют оборонные предприятия снова добиваться корректировки федерального законодательства. Свои предложения нижегородские промышленники направили в комитет по обороне и безопасности Совета Федерации. Он учел предложения коллег из регионов и положил их в основу рекомендаций, направленных в Госдуму и Правительство РФ. В их числе пожелания Центробанку разработать меры, касающиеся процентной политики уполномоченных банков в отношении кредитов головным исполнителям ГОЗа. Кроме того, предприятия просят предоставить им право перечислять остатки средств со спецсчета по исполнению госконтракта на иные счета.

Оборонщики полагают, что и в этот раз их предложения будут учтены. «Если один раз законодательному собранию, НАПП и промышленникам удалось отстоять интересы бизнеса и отредактировать спорные моменты в законе, то и второй раз может получиться», — надеется заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Виктор Зеленкевич.

Предприятия загружают контрактами

Впрочем, вопреки сложностям, нижегородские предприятия с исполнением гособоронзаказа справляются вполне успешно. Глава комитета по экономике и промышленности Нижегородской области, генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Олег Лавричев говорит, что ГОЗ 2016 года выполнен в полном объеме. По его словам, если у предприятий и возникали накладки, все ситуации в обязательном порядке были согласованы с Минобороны. Замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Игорь Сазонов рассказал, что объем промышленного производства по ГОЗ в 2016 году вырос на 10%, а доля предприятий ОПК в общей структуре впервые превысила 20% и достигла 240 млрд руб. Число подписанных контрактов по ОПК в прошлом году возросло более чем в два раза. По словам господина Сазонова, в 2017 году отрасль ожидает рост на 13%.

Тем не менее участники рынка и наблюдатели не вполне разделяют министерский оптимизм. Так, генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев отмечает, что 2016 год стал последним «жирным» периодом для предприятий ОПК. «По некоторым направлениям и отдельным видам техники уже в 2017 году идет снижение. В 2018 году программа госперевооружения уже будет практически завершена и пойдет спад контрактов», — подчеркнул господин Цыбанев. По его словам, ситуация осложняется тем, что далеко не у всех оборонных заводов есть производство гражданской продукции, хотя многие, оценивая свои перспективы, уже начали задумываться о диверсификации. Это потребует не только времени, но и вложений в модернизацию. Например, подчеркнул генеральный директор НАПП, предприятия радиоэлектронной отрасли вряд ли смогут конкурировать с восточными лидерами рынка бытовой техники и производить превосходящие по качеству мониторы или телевизоры в условиях распределенного рынка. «Мне кажется, государство должно изыскивать возможности для новых заказов. Это важно для технической, экономической и промышленной безопасности», — отмечает господин Цыбанев.

Банки понесли расходы

Сложности работы в условиях новых норм законодательства о ГОЗ отмечают и уполномоченные банки. Сегодня в Нижегородской области к целевому сегменту военно-промышленного комплекса, обсуживаемого банками, относятся 60 предприятий и организаций. Но с учетом поставщиков разных уровней количество таких компаний исчисляется сотнями. В частности, Волго-Вятский банк Сбербанка России на территории региона в рамках закона о ГОЗе оказывает услуги банковского сопровождения более чем 300 нижегородским предприятиям. У банка открыто около 100 счетов головным исполнителям госконтрактов и 5,2 тыс. соисполнителям. В нижегородском филиале ВТБ в рамках программы сопровождения ГОЗ открыто более 2 тыс. отдельных банковских счетов, при этом на головных исполнителей приходится 5% счетов, а на соисполнителей — 95%. Последний, в частности, в рамках закона о гособоронзаказе обслуживает НИТЕЛ, ЦНИИ «Буревестник», ННИПИ «Кварц», НАЗ «Сокол», заводы «Теплообменник» и «Красное Сормово», ЦКБ «Лазурит», Нижегородский машиностроительный завод и другие. «Безусловно, число клиентов, выполняющих ГОЗ, с момента вступления в силу закона ФЗ №275 увеличилось. С сентября 2015 года филиал ВТБ в Нижнем Новгороде принял на обслуживание 358 новых клиентов», — рассказывает управляющий нижегородским филиалом банка ВТБ Игорь Рожковский.

При этом банки, уполномоченные сопровождать гособоронзаказ, и раньше работали со многими участниками рынка, которые помимо расчетных счетов открыли и спецсчета по ГОЗ. «Так как это специализированная отрасль, количество игроков в ней не меняется сильно, и практически все из них используют наши продукты. Сбербанк выделяет предприятия ОПК в целевой фокусный сегмент со специализированными продуктами», — рассказывает директор управления по работе с клиентами машиностроения Волго-Вятского банка Сбербанка Константин Хрисанов.

Банкиры не скрывают, что аккредитованным кредитным учреждениям приходится нести дополнительные расходы, тем более что закон предписывает банкам вести финансовое сопровождение госконтрактов без взимания платы. Сбербанку, например, пришлось организовать центры проведения платежей в Москве и Екатеринбурге. «Вместе с тем наша техническая инфраструктура по большому счету уже была готова. Мы активно развивали в последние годы системы дистанционного обслуживания, электронного документооборота, и они полностью подошли для работы в рамках ФЗ 275», — отмечает господин Хрисанов. С другой стороны, хотя аккредитованные банки не получают доходов от операций по отдельному счету, сопровождение контрактов по ГОЗ позволяет наращивать клиентскую базу, а также предоставлять клиентам ГОЗ иные банковские продукты и осуществлять кросс-продажи, приносящие доход, отмечает Игорь Рожковский.

Дополнительной статьей расходов для банков также становится организация и проведение обучающих семинаров для исполнителей ГОЗ, которые позволяют снять все вопросы по работе в рамках нового законодательства. В самом начале запуска системы банковского сопровождения контрактов ГОЗ сложности были и у клиентов, и у банков, напоминает Игорь Рожковский: «Например, от клиентов поступало много вопросов о том, какие подтверждающие документы необходимо предоставлять по той или иной операции, как получить номер отдельного счета для его включения в контракт. Было неясно, как осуществить перевод иностранной валюты в пользу иностранного исполнителя в условиях, когда покупка валюты является запрещенной операцией по отдельному счету».

В целом участники рынка и власти смотрят в будущее оборонно-промышленного комплекса с оптимизмом. По словам замминстра промышленности Нижегородской области Игоря Сазонова, рост показателей предприятий ОПК в 2017 году составит 13%. Что касается инициируемых поправок нижегородских промышленников к закону о ГОЗе, в Госдуме не исключают их поддержки. Как рассказал парламентарий Денис Москвин, участники рынка демонстрируют системный взгляд на проблему и комитет по промышленности Госдумы изучит их предложения.

Роман Рыскаль, Анна Павлова

Вся лента