Железную дорогу к Эльге раздают на троих
ОАО РЖД может получить до 40% в проекте
ОАО РЖД может получить до 40% проектной компании, в которую "Мечел" и Газпромбанк (ГПБ) внесут железнодорожную ветку от Эльгинского угольного месторождения до БАМа. Это не окончательный вариант сделки, но именно к нему склоняется монополия.
ОАО РЖД, "Мечел" и ГПБ могут создать концессию для управления инфраструктурой якутского Эльгинского угольного месторождения (запасы — около 2 млрд тонн коксующегося угля), заявил журналистам глава ОАО РЖД Олег Белозеров в кулуарах инвестфорума в Сочи. "Чтобы проект заработал, должна хорошо работать не только железная дорога, но и должен развиваться порт, и сама добыча с обогащением,— рассказал он.— Все это нужно увязать в один проект. Мы пришли к выводу, что концессионное соглашение могло бы быть наиболее удобным вариантом сложения таких усилий". Выбор концессии он объяснил тем, что "можно было бы долгосрочность железнодорожного тарифа плюс обязательства по нескольким активам прописать в одном документе".
Лицензия на Эльгинское месторождение принадлежит ООО "Эльгауголь", железная дорога длиной 321 км — ООО "Эльга-Дорога", оператор дороги — ООО "Мечел Транс Восток". Во всех трех компаниях у "Мечела" по 51% долей, у ГПБ — по 49%. Банк получил доли в 2016 году при реструктуризации долга "Мечела".
В отчете за 2015 год "Мечел" указывал, что инвестировал в Эльгу 63 млрд руб., большая часть пошла на строительство железной дороги (год назад ее оценивали в 65,5 млрд руб.). Создание дороги было прописано в условиях лицензии, но с 2014 года "Мечел" не раз поднимал тему продажи инфраструктуры ОАО РЖД, чтобы снизить долг. В компаниях говорили, что диалог продолжается, но металлурги склонялись к продаже дороги, а в ОАО РЖД говорили, что не хотят быть единоличным владельцем.
Вчера Олег Белозеров заявил, что "Мечел" и ГПБ попросили ОАО РЖД поучаствовать в специальной проектной компании (SPV) "на величину до 40%". "Мы считаем, что такой вариант возможен, взяли порядка месяца на доработку этой модели",— уточнил топ-менеджер. ""Мечел" заинтересован в реализации сделки, которая позволила бы компенсировать затраты на строительство ветки Улак--Эльга и обеспечила бы финансирование увеличения ее пропускной способности",— заявили "Ъ" в "Мечеле", уточнив, что полученные средства компания планирует направить на снижение долга и дальнейшее финансирование Эльгинского проекта. Вопрос концессии в "Мечеле", ОАО РЖД и ГПБ не комментировали.
Один из источников "Ъ", знакомых с ситуацией, говорит, что окончательного варианта нет, а названная главой ОАО РЖД схема предполагает создание SPV, в капитал которой "Мечел" и ГПБ могут внести как минимум железную дорогу, а монополия — оплатить долю деньгами, а затем получить дорогу в концессию. "Очевидно, руководство ОАО РЖД не хочет нагружать монополию долгом на выкуп дороги целиком, а присутствие "Мечела" и ГПБ в SPV будет гарантией софинансирования и развития Эльги",— рассуждает источник "Ъ" в отрасли, знакомый с проектом.
В ВТБ сказали "Ъ", что пока "не получали сформированного предложения" (по финансированию ОАО РЖД для сделки), но банк будет готов рассмотреть его и принять решение об участии, "когда будет понимание по параметрам планируемой трансакции". В Минэкономики и ФАС тема еще не обсуждалась, представители вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфина и Минтранса не ответили "Ъ".
В декабре глава ВЭБа Сергей Горьков (ВЭБу заложено 49% в "Эльгаугле" из доли "Мечела" по бридж-кредиту на $167 млн) говорил, что госкорпорация может возобновить кредитование Эльги (ранее говорили о $2 млрд) при условии "трансформации сделки" и тема обсуждается с "Мечелом" и ГПБ. Вчера он заявил, что переговоры продолжаются. В ВЭБе добавили "Ъ", что "сейчас рассматривают варианты реструктуризации долга перед госкорпорацией". "Но в рамках концессии участия ВЭБа не предполагается: ни в кредитном, ни в акционерном финансировании",— утверждают два источника "Ъ".