«Честные фонды не собирают на дорогах, в метро и электричках»
Благотворительные организации начали борьбу с мошенниками
Почти 100 российских благотворительных фондов подписали декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. В декларации отмечено, что сбор пожертвований в местах скопления людей (на улицах, в электричках, в пробках), как правило, осуществляют лжеволонтеры, получающие процент от собранных средств, а не благотворительные организации с прозрачной отчетностью. Поддержавшие документ организации, в числе которых фонды «АдВита», «Подари жизнь», «Вера», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», заявили, что не будут применять такие технологии сбора, и призвали общественность и частных жертвователей не вносить пожертвования «вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий».
Декларацию, которую к настоящему времени подписали 99 организаций, составили сотрудники ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций «Благотворительное собрание “Все вместе”» (объединяет 47 благотворительных фондов). «Речь идет о практике сбора пожертвований от имени организаций в местах скопления людей (на улицах, в электричках, в пробках) как с применением внешних признаков благотворительного сбора (прозрачный ящик, фотографии подопечных, информация о фонде-сборщике и так далее), так и под видом благотворительной продажи сувениров,— говорится в декларации.— Как правило, этим занимаются люди, выдающие себя за волонтеров, а на деле получающие процент от собранных денег». В фонде не нашли никаких подтверждений, что собранные средства доходят до нуждающихся, и выразили уверенность, что большая часть собранных денег изымается руководством лжеволонтеров.
«Мы однозначно осуждаем практику сбора наличных денег от имени организации вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков для сбора наличных денег, опечатанных и вскрываемых в присутствии независимых контролеров,— говорится в документе.— Мы не будем применять такого рода технологии для сбора пожертвований». Также фонды призывают общественность и частных жертвователей «не вносить пожертвования наличными деньгами вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий».
Исполнительный директор организации «Все вместе» Наталья Луговая объяснила “Ъ”, что благотворительные фонды регулярно проводят уличные мероприятия, например благотворительные забеги, ярмарки, фестивали, но перед мероприятием заключают договор «с площадкой, которая предоставляет территорию для этого события». В договоре, в частности, указано место, где установлены ящики по сбору средств. «Когда мы работаем на фестивалях на улице, открытие ящиков проходит в присутствии одного из представителей площадки, например курирующего департамента, торгового центра, парка, где расположен ящик,— продолжает госпожа Луговая.— И он же подписывает акт об изъятии денег, где указано, какую сумму каждый фонд собрал в течение дня. То есть помимо сотрудников фонда есть еще некое стороннее лицо, таким образом мы обеспечиваем прозрачность».
В случае с мошенниками процесс проконтролировать невозможно, так как «нет законодательства, регулирующего такой формат работы». «Мы давно озадачены этой темой и работаем над ней,— сообщила госпожа Луговая.— С юридической точки зрения пока у нас нет возможности каким-то образом прижать фонды-мошенники, хотя мы неоднократно писали заявления в правоохранительные органы, вызывали правоохранительные органы к месту сбора средств и в электричках, к метро, и на улицы». После этого в фондах приняли решение публично сообщить о ситуации: «Чем большее количество людей узнает на сегодняшний день о том, что честные фонды не собирают на дорогах, в метро и электричках, тем больше вероятность того, что этим мошенникам перестанут поступать деньги и они уйдут с этого поля».
В настоящее время юрист «Благотворительного собрания “Все вместе”» анализирует современное российское законодательство и пытается найти возможные варианты решения проблемы. «Вполне возможно, что на каком-то этапе мы сможем выступить с конкретным предложением, но это очень небыстрая история, вопрос не одного месяца»,— заявила госпожа Луговая.
«Нам важно сформировать культуру осознанной благотворительности, где нет места мошенническим схемам, где все прозрачно, понятно, где у каждого пожертвованного рубля есть своя история с конкретным результатом,— заявила “Ъ” президент фонда “Вера” Юлия Матвеева.— Именно поэтому нам нужна такая декларация о правилах публичных сборов, где каждый фонд, подписавший декларацию, гарантирует целевое использование средств, гарантирует предоставление публичной отчетности, максимальную открытость своей деятельности». Она также отметила: «Пока в законодательстве этот вопрос не урегулирован, у нас нет иного пути, как публично договориться об исключении из допустимых инструментов привлечения средств сборов на улице вне организованных мест проведения благотворительных мероприятий. Это означает, что мы не проводим акции у выходов из метро, мы не стоим с переносными ящиками-накопителями на светофорах, не ходим по электричкам, по вагонам метро, не раздаем воздушные шарики и игрушки за пожертвование».