Движение по-новому
Автомобильный обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский — о планах компании Nissan протестировать на лондонских улицах технологии движения электромобиля Leaf без водителя.
Если вы бывали в Лондоне, то наверняка обратили внимание на особенности уличной разметки в британской столице. На асфальте, когда ты подходишь к краю тротуара, написано look right — «посмотри направо», — а когда дойдешь до островка безопасности посередине дороги — look left, «посмотри налево». Предупреждения начерчены специально для туристов и прочих беженцев, прибывших на остров из стран, где ездить принято не по левой, а по правой стороне проезжей части.
Но теперь я бы советовал всем, кто переходит в Лондоне дорогу, вертеть головой во все стороны: компания Nissan объявила, что этот город станет очередным местом, где будут испытываться радары миллиметрового диапазона, лазерные сканеры, видеокамеры, компьютерные чипы, и другие инновационные решения, примененные на электромобиле Nissan Leaf, способном двигаться самостоятельно. Причем все это не наука ради науки. Пока что тестируются автомобили, способные двигаться по шоссе в пределах одной полосы. Через год они научатся менять полосы. В 2020 году должна появиться система, которая позволит двигаться автономно и по городским улицам с перекрестками.
В том что касается технологий, то нет сомнений, что уже сейчас есть машины, способные самостоятельно доехать из точки А в точку Б по заданному навигацией маршруту. Но до сих пор во многих странах не проработан юридический аспект использования беспилотных автомобилей. «Полетел транзистор», «зависла система», «радар заляпался грязью», да мало ли что может случиться с техникой и приведет к аварии. Кто в этом случае будет отвечать? Фирма-производитель? Владелец автомобиля?
В одном из американских журналов видел карикатуру. На обочине стоит беспилотный «гугломобиль». Позади него — точно такая же самодвижущаяся тележка от Google, но в полицейской раскраске и с мигалкой. Полицейский спрашивает водителя гражданского автомобиля: «У вас есть версии, почему моя машина сейчас остановила вашу?» С одной стороны смешно, а с другой — нам с этим как-то предстоит жить.