Кампания подвела
Федеральные власти распорядились так, что плоды политических побед в Прикамье 2016 года достались другому губернатору
2016 год стал определяющим в политическом развитии Прикамья. В этом году были сформированы новые составы законодательного собрания и Пермской городской думы, был выбран новый мэр Перми. Все эти события прошли под диктовку краевых властей и должны были обеспечить относительно комфортное руководство регионом на следующий срок губернатору Виктору Басаргину. Однако федеральные власти распорядились так, что плоды политических побед в Прикамье 2016 года достались другому губернатору.
Цели и задачи выборной кампании В начале 2016 года краевые власти приступили к реализации своего крупнейшего с момента избрания Виктора Басаргина политического проекта — одновременного проведения сразу трех избирательных кампаний, в каждой из которых администрации губернатора необходимо было одержать победу.
На выборах в сентябре 2016 года перед региональным руководством стояло несколько задач. Основная — заметно улучшить провальные для партии власти итоги выборов депутатов Госдумы пятилетней давности, когда «Единая Россия» набрала всего 37% голосов избирателей. Краевые власти ставили оптимистическую задачу — достичь 50%.
На уровне заксобрания краевые власти решали две главные задачи. Первая — сохранение контрольного пакета «Единой России». Фракция ЕР в парламенте должна была составить не менее 40 человек, это позволяло бы при должной дисциплине уверенно преодолевать сопротивление оппозиции. Вторая задача — недопущение в парламент представителей оппозиции, которую представляли сторонники депутата-единоросса Дмитрия Скриванова. Молодой депутат-политик считался сторонником бывшего губернатора Олега Чиркунова. Он создал в заксобрании неофициальное объединение «Группа товарищей», депутаты которого регулярно и весьма жестко критиковали губернатора и его окружение.
Схожие задачи стояли перед властями и на городском уровне: предстояло сохранить в гордуме лидерство «Единой России». Задача осложнялась тем, что выборы в думу Перми впервые проходили по смешанной схеме: две трети мандатов распределялись по одномандатным округам, оставшаяся треть — по партийным. Основные надежды оппозиции были связаны именно с партийными округами, поскольку в одномандатных округах позиции действующих депутатов, преимущественно сторонников «Единой России», были практически незыблемыми. Контроль над парламентом давал возможность команде Виктора Басаргина избрать на пост мэра Перми своего человека.
Команда губернатора и его союзники В начале 2016 года многочисленные проверки кураторов из полпредства ПФО сигнализировали: избирательный штаб краевой власти фактически отсутствовал. Губернатор в конце 2015 года своим указом создал такой штаб, который оказался нежизнеспособным. В него вошли как руководители федеральных структур (МВД, прокуратуры, избиркома, МЧС и других), так и политических партий, а также ряд депутатов заксобрания. Представители ведомств, которые должны были следить за законностью на выборах, не хотели обсуждать что-либо с политическими структурами. Видимо, понимая абсурдность такой структуры, губернатор так ни разу и не собрал этот штаб, который в итоге был реорганизован в комиссию по обеспечению проведения выборов в Пермском крае, куда представители политических партий уже не вошли. А на базе реготделения «Единой России» был создан региональный краевой штаб, к работе которого по понятным причинам оппозиционные политики не привлекались.
Всю полноту власти в избирательном штабе губернатора получил вице-премьер Олег Демченко, одно из доверенных лиц губернатора. Значительную роль в штабе играл и его коллега, зампред Владимир Рыбакин, создавший и долгое время возглавлявший основанный под выборы фонд «Возрождение Прикамья».
Для успешной выборной кампании у команды краевой администрации были созданы благоприятные условия. Избирком края возглавил бывший замглавы администрации губернатора Игорь Вагин. Во главе местной «Единой России» еще в 2012 году встал лояльный губернатору политик — гендиректор ПЗСП Николай Демкин. Губернатора поддержали промышленники: на уровне заксобрания они создали фракцию «Промышленники Прикамья», на площадке которой обсуждали различные вопросы с губернатором. Кроме того, союзником губернатора стал Валерий Сухих, которому губернатор пообещал пролонгировать его полномочия. На уровне Перми поддержку краевым властям оказал влиятельный депутат гордумы Владимир Плотников. Руководителем кампании был назначен политтехнолог из Екатеринбурга Алексей Чусовитин.
Оппоненты губернатора Главным губернаторским визави на этих выборах выступил бывший депутат заксобрания Дмитрий Скриванов. В оппозицию к краевой власти этот политик ушел практически сразу же после утверждения господина Басаргина главой региона. В краевом парламенте ему удалось создать неформальное объединение «Группа товарищей», в которое вошли депутаты, избравшиеся в парламент при поддержке бывшего губернатора Олега Чиркунова. На протяжении всех лет противостояния господина Скриванова с командой Виктора Басаргина эксперты предписывали неофициальное покровительство молодому политику со стороны Олега Чиркунова, но доказательств этому так и не появилось.
Краевые власти пытались нейтрализовать амбициозного депутата, даже выдав ему положительную характеристику при трудоустройстве на пост директора федерального фонда моногородов. Дмитрий Скриванов проработал в Москве менее года и вернулся в Пермь, где незамедлительно начал готовиться к выборной кампании 2016 года. Он даже создал свой медиахолдинг «Актив-Медиа», сопоставимый с «Урал-Информом». Своей целью политик объявил получение блокпакета в заксобрании края и думе Перми, чтобы влиять на политику краевых властей. Кроме того, господин Скриванов не исключал своего участия в губернаторских выборах 2017 года.
В итоге Дмитрий Скриванов решил провести пул своих кандидатов под другими политическими брендами. Ему удалось договориться с руководством оппозиционных партий — «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ — о финансовой поддержке выборных кампаний этих партий в обмен на включение в списки кандидатов от оппонента губернатора.
Вот кампания какая Краевые власти пытались договориться с Дмитрием Скривановым и использовать созданную им инфраструктуру, в том числе и медиа, на пользу «Единой России». Губернатор предложил политику стать депутатом Госдумы по округу №60 от «Единой России». Дмитрий Скриванов ответил согласием, и поначалу предвыборная кампания начиналась довольно мирно. Господин Басаргин публично объявил, что ждет от округа господина Скриванова лучших результатов на выборах.
Первый серьезный конфликт у сторон возник при проведении праймериз «Единой России» в заксобрание и гордуму. Команда губернатора выставила на них свой список, в котором не нашлось места представителям Дмитрия Скриванова. Окружение политика в ответ сформировало свой список. В ходе выборной кампании медиахолдинг господина Скриванова, по сути, работал против «Единой России», его СМИ жестко критиковали секретаря Николая Демкина, а также мэра Перми Игоря Сапко, но переломить ситуацию не смогли. На состоявшихся праймериз в заксобрание в списках единороссов оказался минимум представителей Дмитрия Скриванова, и ни одного — на выборах в гордуму.
В ходе самой избирательной кампании оппоненты губернатора еще раз попытались развернуть ситуацию в свою пользу, воспользовавшись недоработкой единороссов в части выставления в округах так называемых «технических» кандидатов. Наличие кандидата, не имеющего политических амбиций и выборных перспектив, защищало лидера гонки от срыва выборов: в отсутствие «техника» конкуренты могли сняться с дистанции, оставив фаворита одного и тем самым перенеся решение вопроса на другое время. Такой оказалась ситуация в большинстве одномандатных округов на выборах в заксобрание. За пару недель до выборов оппозиция предприняла попытки сорвать голосование в ряде округов, и лишь вмешательство администрации президента остановило назревавший скандал. Его не удалось избежать в округе №2, где поддержанный «Единой Россией» фокусник Владимир Данилин остался один. Для его депутатских перспектив этот срыв оказался фатальным — на довыборах в декабре он проиграл гонку директору завода имени Дзержинского Егору Заворохину.
В итоге масштабное противостояние завершилось уверенной победой губернаторских сил. «Единая Россия» значительно улучшила свой результат на выборах, получив свыше 42%. Господин Скриванов, став при этом депутатом Госдумы, так и не смог решить главной задачи — сформировать фракцию из 21 депутата. Сейчас он, по разным оценкам, располагает поддержкой 17 депутатов парламента, большинство в котором принадлежит «Единой России». В выборах глав комитетов в заксобрании оппозиция не приняла участия, а заместителями спикера стали представители партий, считающиеся конструктивной оппозицией.
Один из лидеров оппозиции, депутат заксобрания Илья Шулькин, считает, что проигрыш на выборах случился по ряду причин. Во-первых, за две-три недели к выборной кампании подключился президент Владимир Путин, что прибавило уверенности единороссам. Кроме того, федеральные выборные кампании оппозиционных партий оказались слабыми. Источник в окружении господина Скриванова добавил, что команда политика недооценила серьезность административного ресурса в избирательных комиссиях. По его мнению, ошибкой также было расходование средств на кампании всех трех партий: «КПРФ и ЛДПР заходили в кампанию и вышли из нее с одинаковым процентом. Лучше было бы все средства вложить в одну кампанию», — полагает собеседник.
Секретарь реготделения «Единой России» Николай Демкин оценил расходы команды Дмитрия Скриванова на этих выборах во внушительные 750 млн руб. Сами единороссы, по его сведениям, потратили на этих выборах сумму в три раза меньшую.
Еще одним итогом этих выборов, по мнению экспертов, стало то, что пермские элиты — в основном крупные промышленники, депутаты-единороссы, — не поддержали команду Дмитрия Скриванова, отдав предпочтение окружению губернатора.
Политолог Олег Подвинцев считает, что господин Скриванов не смог стать лидером, который умеет договариваться: «С этим у него, как известно, не все хорошо. Его слишком завышенные амбиции препятствовали его личному восхождению», — полагает эксперт. Политконсультант Николай Иванов рассказывает, что перед выборами Дмитрий Скриванов «зачем-то поссорился с очень многими фигурами влияния»: «Он начал войну против всех. Из-за этого ему не удалось получить тот результат на выборах, на который он рассчитывал». По мнению господина Иванова, на этих выборах элиты консолидировались вокруг губернатора не столько из-за его персоны, сколько против Дмитрия Скриванова. Эксперт считает, что консолидация вокруг губернатора носила ситуативный характер: после выборов стало понятно, что Виктор Басаргин не является объединяющим звеном. А после отставки премьера Геннадия Тушнолобова промышленники и вовсе разочаровались в губернаторе, полагает собеседник.
Конец пермской карьеры Виктора Басаргина В 2016 году губернатор Виктор Басаргин решил все основные задачи: имел контроль в заксобрании Пермского края, городской думе Перми, добился нейтрализации оппозиции и назначения мэром Перми своего соратника Дмитрия Самойлова. Единственная сфера, где губернатор не имел влияния, это пермские силовики, прежде всего региональное управление ФСБ. В 2016 году было открыто уголовное преследование в отношении сразу трех краевых министров.
Окружение губернатора ожидало, что после победы на выборах вопрос с одобрением Кремлем Виктора Басаргина на второй срок будет решен положительно. Команда губернатора пыталась вести переговоры с администрацией президента, где сменилось руководство внутриполитического блока — эту сферу поручили бывшему полпреду президента в ПФО Сергею Кириенко.
Виктор Басаргин до последнего был уверен, что примет участие в выборах главы региона 10 сентября 2017 года. По словам его представителей, рейтинг губернатора составлял в Прикамье свыше 50%. В ожидании встречи с президентом Владимиром Путиным глава региона сначала сменил руководство политического блока: место главы администрации губернатора занял Рустем Юсупов, считающийся креатурой полпреда в ПФО Михаила Бабича. Замглавы администрации, курирующим политику, стал Алексей Чусовитин, политтехнолог, осуществлявший оперативное руководство кампанией единороссов на победных для них выборах в Прикамье. Затем губернатор объявил об отставке правительства, чтобы идти на выборы с обновленным кабмином, отставив позади негатив, связанный с уголовным преследованием отдельных министров. На пути этого процесса, который краевые власти назвали административной реформой, встал премьер Геннадий Тушнолобов, который неожиданно отказался добровольно уходить в отставку. Впрочем, председатель правительства, считавшийся одним из кандидатов в губернаторы, в итоге не стал сопротивляться и занял почетный пост председателя совета директоров краевой корпорации развития.
В новом правительстве Виктор Басаргин заменил всех министров, находящихся под следствием, и даже ликвидировал министерство информационного развития, замешанное в скандале вокруг МФЦ. Покинул пост и самый критикуемый чиновник кабмина — министр культуры Игорь Гладнев. Не нашлось в нем места и «главному раздражителю элит», по мнению экспертов, «теневому» премьеру Олегу Демченко. Вместе с тем были и неожиданные назначения в кабмине. Например, назначение на пост министра финансов главы ФОМС Антона Бахлыкова, или вице-премьером по строительству — главы столичной управы Александра Галянина.
Все эти действия не помогли господину Басаргину сохранить свой пост — 6 февраля на пресс-конференции он объявил о добровольной отставке. Бывший пермский губернатор не сохранил никакого влияния в Пермском крае — практически сразу же он был назначен главой федерального Ространснадзора. Его команда начала покидать регион.
Врио губернатора был назначен Максим Решетников, 37-летний выходец из Перми, министр правительства Москвы. Господин Решетников стал компромиссной фигурой для пермских элит: он успел поработать в команде двух пермских губернаторов — Юрия Трутнева и Олега Чиркунова. Кроме того, влияние на него имеет и столичный мэр Сергей Собянин, к команде которого причисляли господина Басаргина.
В окружении бывшего губернатора поражение Виктора Басаргина объясняют двумя причинами. «Против нас активно работали силовики. В последние месяцы в Кремль негативные материалы о губернаторе шли чуть ли не каждый день. Правда не правда, но „сливали“ все», — рассказал источник.
Эксперты по-разному комментируют причины отставки Виктора Басаргина. «Определяющим стало то, что губернатор потерял поддержку населения в регионе. Да, победу Виктора Басаргина можно было бы „продавить“ на выборах, но Кремлю важнее оказалась убедительность победы, а не ее факт», — полагает политолог Олег Подвинцев.
Политконсультант Николай Иванов считает, что поворотным моментом, приведшим к отставке, и серьезной ошибкой губернатора стала смена правительства и политического блока. «Если бы политический блок и председатель Геннадий Тушнолобов сохранились, у Виктора Басаргина было бы гораздо больше шансов пойти на выборы, — уверен Николай Иванов. — Но его окружение пошло по самому радикальному варианту. Это посеяло разочарование у тех, кто был готов поддерживать губернатора». Господин Иванов также отмечает, что определенную роль в отставке губернатора сыграла и оппозиционная деятельность Дмитрия Скриванова.
Собеседник в заксобрании считает, что основной причиной смены губернатора в крае стал новый федеральный тренд: президент Владимир Путин решил ввести в руководство российских регионов целую когорту 37–40-летних молодых политиков, к которым причисляется господин Решетников.
У Максима Решетникова есть карт-бланш, отмечает Олег Подвинцев. Он полагает, что врио губернатора сейчас необходимо заключить союз с элитами и правильно позиционировать себя в медийном пространстве. Политолог считает, что сегодня приоритетом губернатора должна стать политика: «Принять важные и эффективные меры в области экономики — это не значит решить политические проблемы. Важно закрепиться на посту губернатора». С ним соглашается Николай Иванов: «Необходимо соблюсти политический баланс между всеми группами влияния». Если господин Решетников будет принимать решения в пользу какой-либо группы, это вызовет негатив со стороны другой и она уйдет в оппозицию, а это вызовет дисбаланс и конфликт в группах влияния, отмечает собеседник в заксобрании.