Минфин берет закупки в свои руки
Ведомство готово принять все полномочия по контролю госзаказа
Минфин опубликовал два проекта постановлений правительства, передающих ведомству полный контроль над сферой госзакупок, реформу которой Белый дом пытается реализовать уже больше двух лет. Такой вариант решения проблемы объясняется невозможностью согласования интересов всех участников системы в рамках существующего распределения полномочий между ведомствами. Однако, по данным “Ъ”, против идей централизации контроля госзакупок в Минфине в процессе обсуждения выступали представители администрации президента. Минэкономики, в свою очередь, предлагало перевести реформу закупок на проектный принцип управления.
Процесс сосредоточения контроля госзакупок в Министерстве финансов, о котором “Ъ” писал 15 февраля, перешел в формальную стадию. Минфин опубликовал для общественного обсуждения проекты постановлений правительства о передаче министерству полномочий по определению госполитики в этой сфере и том, что контролировать и управлять единой информсистемой госзакупок (ЕИС) будет подведомственное Минфину Федеральное казначейство. Сейчас эти полномочия сосредоточены в Минэкономики, а казначейство уже занимается ведением и обслуживанием ЕИС и разработкой сопряженной с ней системы «Электронный бюджет».
Первый документ подготовлен по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова по итогам совещания 9 февраля, второй ссылается на поручение президента Владимира Путина от 19 января 2017 года. Напомним, консолидация контроля закупок в финансирующем их ведомстве объясняется проблемами при информатизации этой сферы. Системы контроля закупок, оборота лекарств и электронный бюджет должны сопрягаться (это же, напомним, предполагает разработанная Минфином концепция мониторинга расходования бюджетных средств (см. “Ъ” от 20 февраля). До сих пор попытки объединения систем вызывали только масштабные сбои в их работе.
Провал затянувшихся более чем на год попыток участников системы госзаказа согласовать интересы, вероятно, и привел правительство к идее объединить все полномочия по контролю госзакупок в одном ведомстве. Главам Минэкономики Максиму Орешкину и Минфина Антону Силуанову до 16 февраля было поручено «проработать предложения об уточнении полномочий министерств и ведомств в сфере закупок товаров, работ, услуг» и «представить в правительство проекты нормативно-правовых актов». На этом фоне сообщения источников “Ъ” о том, что техническое и программное обеспечение системы «Электронный бюджет» может быть передано госкорпорации «Ростех», выглядят резонными — ГК уже назначена правительством разработчиком сопрягаемых систем контроля оборота лекарств и ЕИС госзакупок.
Впрочем, несмотря на формализацию Минфином этого варианта решения проблемы прозрачности госзаказа, источники “Ъ” в Белом доме сообщают о том, что против передела полномочий между ведомствами уже после соответствующего поручения Игоря Шувалова выступили представители администрации президента, ссылавшиеся на нежелательность радикальных изменений существующего порядка. Напомним, полномочия Минэкономики по контролю закупок государства (5,3 трлн руб. в 2016 году) сформированы, когда главой ведомства была руководившая реформой закупок и запуском контрактной системы ныне глава Банка России Эльвира Набиуллина. Сейчас в ведении Минэкономики находится мониторинг закупок, о результатах которого ведомство регулярно отчитывается правительству, год за годом фиксируя рост числа неконкурентных действий в этой сфере. Косвенно возможность отказа правительства от перераспределения полномочий ведомств подтверждается и тем, что до сих пор ни в Минфине, ни в Минэкономики “Ъ” не смогли подтвердить, состоялась ли встреча министров 16 февраля — и были ли на ней выработаны какие-то совместные предложения.
Предложенной Минэкономики альтернативой передачи закупок Минфину, напомним, является идея перевести системы госзакупок, закупок госкомпаний и развитие конкуренции (за него сейчас отвечает ФАС) на проектный принцип управления, однако реакция на него Белого дома неизвестна.
Почему информатизация закупок увязала в согласованиях
Федеральное казначейство и Минэкономики ищут выход из кризисной ситуации, которая привела к коллапсу в работе Единой информационной системы закупок (ЕИС) и невыполнению Белым домом поручения президента интегрировать к 1 февраля ЕИС c разрабатываемой информационно-аналитической системой (ИАС) закупок лекарств. Минэкономики в начале февраля предложило отказаться от избыточного казначейского контроля за закупками, казначейство — отложить сроки ввода в эксплуатацию ИАС. Читайте подробнее