Передвижники

Взять языка. Или портрет на заказ

Главный дизайнер Skoda переходит в BMW. Сенсация? Скорее, просто интересная новость. Миграция дизайнеров - дело обычное. Но как же быть с индивидуальным стилем? Любая уважающая себя автомобильная компания слагает целые легенды про то, что у их бренда "уникальный язык дизайна". Как бы забывая при этом, что на "языке" этом разговаривают конкретные люди. И "языка" этого могут "взять". Не уйдет ли тогда и стиль к другому работодателю?

Григорий Гомельчук, Валерий Чусов

Наверное, недалек тот день, когда дизайн автомобилей будет создавать искусственный интеллект. Нейронная сеть на основе заложенных элементов фирменного стиля и полученных из социальных сетей данных о предпочтениях целевой аудитории создаст идеальный Ford, Geely или Lamborghini. А пока в проектировании участвуют люди, которые, несмотря на рамки корпоративного стиля и весь этот маркетинг, непременно вносят в облик автомобилей что-то свое, личное.

Широкий профиль

Йозеф Кабань - да, эта словацкая фамилия произносится именно так, и ударение падает на первый слог, - начинал с Bugatti Veyron, потом занимался Audi, а последние девять лет возглавлял центр стиля Skoda.

Именно он создал современный фирменный почерк марки - с острыми гранями, напоминающими о богемском хрустале. И этот стиль радикально отличается от округлостей Veyron. Между делом Кабань сделал и маленький Volkswagen Lupo, а также Seat Arosa. Вот уж действительно дизайнер широкого профиля. С таким обширным опытом ему несложно будет адаптироваться в BMW.

На примере Кабаня мы можем видеть, что талантливый человек вполне может менять подход к работе, если того требует поставленная перед ним задача.

Лорен ван ден Акер, воплотил новый стиль Renault в концепте DeZir

Личный вклад

Предшественник Кабаня на новом посту в Мюнхене, Карим Хабиб, напротив, настолько сроднился с BMW, где работал с 1998 года, что его узнаваемый стиль однажды сыграл с ним злую шутку. Мастера элегантных линий и скульптурных поверхностей в 2009 году решил переманить Mercedes-Benz. Через полгода Хабиб выкатил концепт Mercedes-Benz F800 Style, задняя часть которого повторяла его же BMW CS Concept, что сразу заметили фанаты обеих марок. Как отреагировало руководство Mercedes-Benz, неизвестно, но в 2011-м Карим вернулся к баварцам.

Так что дизайнеры бывают разные: одни с легкостью адаптируются к новому месту, а другие, как Айвазовский, все время рисуют то, что им нравится. Впрочем, для работодателя вторые даже удобнее: сразу понятно, что получишь от такого человека.

Карим Хабиб, сделал Mercedes-Benz, похожий на BMW

Тонкая грань

Парадоксально, но склонность к инновациям на самом деле не всегда хороша для эффективной работы. Знаменитый Патрик Ле Кеман создал немало оригинальных машин - от Ford Sierra до Renault Vel Satis. Но именно экстравагантность помешала успеху многих из них. Увы, радикально новый взгляд на автомобиль теперь не всегда нравится даже во Франции. Но креативность все-таки востребована. На смену Ле Кеману Renault пригласила Лоуренса ван ден Акера, работавшего на Mazda. Он создал новый фирменный стиль, постепенно "приучая" к нему публику серией ярких концептов, в которых он проявил тот же подход, что и на Mazda, но машины были совсем не похожи. Mazda же нашла себе другого отличного дизайнера, Икуо Маэда, и стала серьезнее... хотя некоторые эту серьезность называют скучной.

Инновационность от шокирующей экстравагантности отделяет тонкая грань, по которой не всем и не всегда удается пройти. Многие компании позволяют себе время от времени менять стиль, чтобы найти новое направление. Помните, как пресса оттопталась на BMW 7-й серии, созданной под руководством Криса Бэнгла? "Худший автомобиль мира" и все такое. А рынок машину принял хорошо - эта "семерка" стала самым продаваемым флагманом баварской марки за всю историю!

Крис Бэнгл, радикально экспериментировал со стилем BMW (справа)

Заря на востоке

Автомобильный дизайн сейчас переживает довольно сложный этап: с одной стороны, идеальные решения уже найдены, но с другой - использовать их постоянно невозможно. Что бы там ни говорили про лучшие автомобили всех времен и народов, рынок требует новизны. Поэтому зачастую идеи реализуются не потому, что они нужные или хорошие, а просто потому, что они новые. К чему это может привести, легко увидеть на примере китайского автопрома. К счастью для людей с хорошим вкусом, за пределы Поднебесной попадает не так много ее автопродукции. Самих китайцев это несколько огорчает, хотя они, похоже, не понимают, в чем проблема. Поэтому часто они просто копируют чужие модели. И снова не понимают, почему европейцы и американцы морщат нос. Поэтому сейчас КНР решает вопрос радикально: сманивает дизайнеров ведущих брендов "первого мира".

Люк Донкервольке, поработал и на SEAT, и на Lamborghini с Bentley

В китайские стартапы ушел целый ряд опытных талантливых дизайнеров из группы BMW - тот же Бэнгл или "отец MINI" Хильдебранд. Мы рады за китайцев, на чьих улицах и дорогах новые автомобили вытесняют пародии на европейские модели десятилетней давности. А для европейцев и американцев это означает в перспективе усиление конкуренции.

Томас Ингенлат, принес на Volvo чистые формы Volkswagen

Миссионеры

Как дизайнеры влияют на бренды, так и бренды влияют на дизайнеров. Например, выходцы из Volkswagen неизменно стремятся к чистым, логичным поверхностям и лаконичным линиям. Трудно сказать, что тут первично - может быть, дизайнеры принимают принципы стиля на месте работы, а может быть, работодатель отбирает людей, которые склонны к этому стилю.

Один из "миссионеров" стиля Volkswagen, распространяющегося сегодня по миру, - Томас Ингенлат. Проработав в немецком концерне 12 лет, Ингенлат перешел в Volvo. Результат не заставил себя ждать: сразу же вышла серия концептов с отточенными формами и эффектной светотехникой. Через несколько лет появились уже серийные XC90 и S90, явно напоминающие о карьерном пути шеф-дизайнера Volvo.

Компания Hyundai совсем недавно переманила целую команду топ-дизайнеров Volkswagen, работавших над новыми моделями Bentley, Bugatti и Lamborghini. Это бельгиец Люк Донкервольке, его правая рука кореец Сан Юп Ли, и россиянин Саша Селипанов.

Россия не осталась в стороне от этих миграций. Британец Стивен Маттин, много лет отдавший работе с Mercedes-Benz, а затем - вице-президент по дизайну Volvo, с 2012 года проектирует Lada. Главная ценность "варяга" в наших условиях - не только его опыт и включенность в глобальный дизайн, но и авторитет. Такие радикальные решения, как тема X в облицовке и на боковинах, хорошо проходят худсовет, когда их предлагает дизайнер с таким огромным опытом. Хотя российские дизайнеры тоже пользуются спросом: не один десяток выпускников российских вузов уже давно работают на ведущие европейские бренды.

Стивен Маттин, на Lada работает уже дольше, чем на Volvo

Скандалы и расследования

Правда, время от времени носители стиля бывают заподозрены в чрезмерно точном переносе опыта, полученного у прежнего работодателя. И тогда получается скандал.

Экс-руководитель московской студии Lada и правая рука Стива Маттина Томас Бигвуд в 2014 году перешел на Mitsubishi. И вдруг японцы показали концепт кроссовера, в котором явно просматриваются аналогии с Lada XRay! Дизайнера обвинили в использовании стилистических наработок, полученных в России. Фактически ключевой элемент образа всех новых моделей Lada - интерпретация буквы X - вписан в облицовку кроссовера Mitsubishi! Безобразие! Однако выяснилось, что японцы построили этот концепт еще до перехода к ним бельгийца. И Стив Маттин по итогам расследования подтвердил, что к бывшему подчиненному претензий не имеет.

Хотя и сам Маттин не чурается использования привычных ему элементов стиля. "Икс-фейс", ставший фирменным решением передка Lada, начал проступать уже на Volvo S60, оставалось лишь подчеркнуть его хромированными накладками. Или надпись "LADA" во всю ширину багажника - точно так же Маттин писал "VOLVO" на багажнике шведских машин.

На самом деле такие совпадения почти неизбежны: законы гармонии одинаковы для всех людей, вне зависимости от расы и политических воззрений, и за десятилетия жесточайшей конкуренции на рынке отработаны почти все. Повторы точно будут, и вопрос только в том, насколько они уместны - и как их воспримут потребители.

Вот, например, использование темы фирменной облицовки Aston Martin в Ford Mondeo и Focus. Если что, Aston Martin довольно долго принадлежал Ford, который сделал из убыточной компании прибыльную. А еще, как говорят в популярной программе о тайнах нашего мира, "мало кто знает", что дизайнер Ford Focus Морей Каллум - родной брат бывшего дизайнера Aston Martin Иэна Каллума. Да, вот такие родственные связи тоже могут влиять на стиль. А Стефан Ламм, руководивший созданием Mondeo, просто фанат британской марки - он сам обмолвился об этом в одном из интервью. Да, многие дизайнеры просто используют симпатичные им решения. Главное - не копировать один к одному, и чтобы покупатели не возражали. Ведь конечная цель творчества дизайнеров - продажа автомобилей.


ТВОРЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ В МИРОВОМ АВТОПРОМЕ

1. Йозеф Кабань

еще студентом был удостоен кучи лауреатств и грантов. Успехи молодого дизайнера не остались незамеченными - в 26 лет он приступил к проектированию внешнего вида Bugatti Veyron! За 19 лет работы в группе VW он принял участие в создании моделей самых разных классов, от суперкара Bugatti до скромных VW Lupo и Seat Arosa

2. Марк Лихте

пришел в Volkswagen в 1996 году и руководил одной из дизайн-студий. Под его руководством созданы три поколения Golf: пятое, шестое и седьмое. В 2014 году он возглавил дизайн Audi.

3. Митя Боркерт

был одним из дизайн-боссов Porsche, а теперь отвечает за дизайн Lamborghini. Итальянцы в последнее время делали весьма разухабистый дизайн, изобилующий изломами. Работы Боркерта же, напротив, максимально чистые, лаконичные, да еще и с фантастической светотехникой, что видно по новым Panamera, Cayenne и Macan.

4. Карим Хабиб

родился в Ливане, школу и университет окончил в Канаде. Блестящий рисовальщик, мастер элегантных линий и скульптурных поверхностей. Создал BMW 7-й серии F01/F02, а также другие модели. В 2009 году ушел на Mercedes-Benz, откуда вернулся в 2011-м. С 2012 по 2017 год - шеф-дизайнер BMW.

5. Герт Хильдебранд

долго руководил дизайнерами MINI, при нем сделана модель One второго поколения, а также Countryman, Clubman, Coupe. В 2011-м Хильдебранд перешел в Qoros, дочернюю компанию Chery.

6. Горден Вагенер

пришел в Daimler в 1997 году, в 2008-м был назначен главой подразделения по дизайну легковых и грузовых автомобилей Mercedes-Benz, а в 2016-м - главным дизайнером этих же самых автомобилей. Под его руководством были сделаны ныне выпускаемые C-Klasse, купе и седаны S-Klasse... Собственно, большинство продукции Mercedes-Benz и smart - его работа.

7. Лоуренс ван ден Акер

во время работы в Ford вынужден был рисовать коробчатые внедорожники и седаны, но как только в 2006 году он получил должность шеф-дизайнера Mazda, то развернулся по-настоящему, и мы увидели целую серию необычных концептов, будто созданных различными силами природы. Через три года Лоуренс получил предложение от Renault, сменив на посту шеф-дизайнера Патрика Ле Кемана.

8. Люк Донкервольке

родился в Лиме и провел молодость в Южной Америке и Африке. Но дипломы дизайнера получил в Бельгии и Швейцарии. Говорит на 11 языках, включая корейский, китайский и суахили. Это ему пригодилось: сейчас он главный дизайнер люксовой марки Hyundai - Genesis. "Коллекция марок" его тоже богата: Peugeot, Audi, Skoda, Lamborghini, SEAT, Bentley.

9. Стивен Маттин

пришел в Mercedes-Benz сразу после окончания университета в Ковентри. В 1997 году за А-Klasse был назван "дизайнером года". Карьера в Daimler развивалась неплохо, но он все же не отказался от приглашения возглавить дизайн Volvo в 2004 году. И проработал там до 2009-го, после чего занимался преподаванием и консалтингом. В 2011 году был приглашен в центр стиля "АвтоВАЗа". Результаты его работы мы все чаще видим на дорогах России.

10. Питер Хорбери

в 1991 году был назначен директором по дизайну Volvo, до этого потрудившись на Chrysler и Ford. За 11 лет он сменил стиль шведской марки, а в 2002 году - дизайн фордовской Premier Automotive Group, так что приложил руку к Jaguar, Aston Martin и Land Rover. С 2005 по 2009 год работал директором по дизайну Ford, уступив пост главы дизайна Volvo Стиву Маттину, но после его ухода снова занял эту позицию. А с 2011-го также стал главным дизайнером китайской Geely, нового владельца Volvo Cars.

11. Штефан Зилафф

в конце девяностых стал главой Audi по дизайну экстерьера. С 2003 по 2006 год поработал на Mercedes-Benz и снова вернулся в Audi на руководящий пост. В 2011-м был назначен главным дизайнером по интерьерам Volkswagen, а в 2015 году стал по совместительству и директором по дизайну Bentley, сменив на этом посту Люка Донкервольке.

12. Томас Ингенлат

начал карьеру в Volkswagen, где дослужился до главного дизайнера по экстерьерам. С 2000 по 2005 год был шеф-дизайнером Skoda, где сделал Superb и Roomster. В 2006-2012 годах руководил дизайн-студией Volkswagen. В 2012-м занял пост вице-президента по дизайну Volvo.

13. Андерс Варминг

преемник Хильдебранда на посту шеф-дизайнера MINI, работал в концерне BMW c 1997 года. Из раннего творчества Варминга можно вспомнить первый BMW Z4, одна из последних работ в роли дизайн-босса - MINI Rocketman. В прошлом году Варминг перешел работать на возрожденную китайцами марку Borgward.

14. Франц фон Хольцхаузен

создающий с 2008 года дизайн Tesla, в свое время внес немалый вклад в успех команды ван ден Акера в Mazda - руководил студией японской компании в Калифорнии и стал автором нескольких концептов. Возможно, потому на Tesla Model S так легко представить эмблему Mazda. Еще один пример лаконичного стиля голландца - малоизвестный у нас родстер Pontiac Soltstice.


Вся лента