Дмитрий Рыболовлев продешевил с искусством
Аукцион Christie`s принес ему $120 млн убытков
На прошедших в Лондоне торгах Christie`s были представлены четыре произведения искусства из коллекции экс-совладельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева. По итогам аукциона бизнесмен оказался в серьезном убытке — так, одно только полотно Поля Гогена «Дом» ушло за 26% от той цены, которую господин Рыболовлев заплатил за него в 2008 году ($25 млн против $85 млн). Общая сумма убытка может составлять до $120 млн.
Судьба коллекции Дмитрия Рыболовлева оказалась в центре внимания после скандала 2015 года, когда бизнесмен подал иск к арт-консультанту Иву Бувье. Последний на протяжении несколько лет консультировал господина Рыболовлева, помогая ему сформировать личное художественное собрание. По разным оценкам, на приобретение 37 шедевров Дмитрий Рыболовлев потратил от $1,5 млрд до $2 млрд. В его коллекции в результате оказались работы Пикассо, Магритта, Матисса, Родена и Ротко, но особое место среди приобретений миллиардера занимает картина «Спаситель мира» (Salvator mundi), которая атрибутирована как произведение Леонардо да Винчи: в 2013 году господин Рыболовлев приобрел ее за $79 млн.
В апреле 2015 года Дмитрий Рыболовлев обвинил Ива Бувье в том, что тот завышал цены на приобретенные бизнесменом произведения: в отдельных случаях они доставались новому владельцу в два раза дороже, чем просили за них прежние собственники. В ходе продолжающегося судебного процесса Ив Бувье утверждал, что в заключенных с господином Рыболовлевым сделках он выступал не только консультантом, но и дилером, а значит, имел право назначать собственные цены (которые к тому же Дмитрий Рыболовлев, очевидно, не оспаривал вплоть до весны 2015 года).
Появление работ из коллекции господина Рыболовлева на торгах вызывает пристальное внимание арт-рынка, но причины действий бизнесмена остаются неясными. Если расценивать формирование коллекции как инвестиционный вклад, то избавляться от художественных активов сейчас, да еще не считаясь с убытками, не самое рациональное решение. В СМИ возникали предположения, что распродажа коллекции связана с имущественными спорами Дмитрия Рыболовлева и его супруги, но представители бизнесмена эту версию опровергли. По их утверждению, продавая шедевры из своего собрания, предприниматель среди прочего ставит целью продемонстрировать сам факт того, что они достались ему по завышенной цене.
Однако ситуация осложняется тем, что аукционную стоимость той или иной работы невозможно воспринимать как абсолютную величину: на нее могут оказывать влияние самые разнообразные рыночные факторы. Комментируя ситуацию по просьбе “Ъ”, обозреватель арт-рынка Татьяна Маркина (The Art Newspaper Russia) отметила, что по сравнению с благополучной порой десятилетней давности рынок произведений искусства сократился как минимум на одну треть: «Аукционные рекорды 2007–2008 годов сейчас уже просто невозможны. Если представить себе, что завтра Роман Абрамович выставит на торги своего Фрейда (картина Люсьена Фрейда “Спящий социальный работник”, приобретенная Романом Абрамовичем в 2008 году за $33,6 млн.— “Ъ”), то он тоже, скорее всего, выручит за нее совсем другие деньги».