Ветка на вырост

Владимир Путин поручил построить железнодорожное сообщение между Красноярском и Емельяново

Президент России Владимир Путин поддержал идею строительства железнодорожной ветки от Красноярска до аэропорта Емельяново. Средства на нее, а также на создание международного пункта пропуска в аэропорту министр транспорта РФ Максим Соколов предложил выручить от продажи имеющихся у властей Красноярского края 49% акций оператора Емельяново. Аналитики называют будущий «красноярский аэроэкспресс» имиджевым проектом к Универсиаде. Представители местной политической элиты говорят, что проигнорировать предложение президента нельзя.

Проект будет экономически оправдан, если пассажиропоток Емельяново вырастет вдвое, уверены эксперты

Фото: Алексей Литвинов, Коммерсантъ

Вчера на совещании по подготовке Всемирной зимней Универсиады 2019 года в Красноярске президент России Владимир Путин и министр транспорта РФ Максим Соколов обсудили реконструкцию аэропорта Емельяново, который будет принимать спортсменов и гостей, а также транспортную доступность авиаузла. Вопрос строительства железнодорожной ветки из Красноярска до Емельяново президент инициировал лично. «Очень хорошая синергия возникает, когда помимо одного вида транспорта можно пользоваться и другим. Речь о возможной железнодорожной ветке к аэро­порту»,— обратился он к Максиму Соколову.

Впервые идею строительства железнодорожного сообщения между Красноярском и Емельяново выдвинул в октябре 2013 года начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт. По его оценке, стоимость проекта должна составить несколько десятков миллиардов рублей, а зарабатывать он будет максимум около 1 млрд руб. в год. «Этот проект будет недешевый, не быстроокупаемый»,— говорил господин Рейнгардт. Заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачев говорил, что проект актуален, но экономически оправдан он будет только в том случае, если пассажиропоток Емельяново превысит 3,5 млн человек в год. В 2016 году красноярский аэропорт принял 1,8 млн пассажиров.

Емельяново — крупный аэропорт Центральной и Восточной Сибири, в нем работают 29 авиакомпаний, летающих по 51 направлению, имеется крупный грузовой терминал. В середине 2015 года Красноярская ГЭС, контролируемая «Евросибэнерго» Олега Дерипаски, купила 51% аэропорта на аукционе за 4,05 млрд руб. В конце 2015 года ГЭС переуступила свои права на актив ООО «Красинвест», близкому к группе «Базэл».

Максим Соколов предположил, что средства на строительство железнодорожной ветки аэроэкспресса можно выручить от продажи оставшихся 49% акций аэропорта. «Мы этот вопрос дополнительно проработаем с РЖД, но тех двух миллионов пассажиров, которые есть у аэропорта, все равно будет недостаточно для протяженной ветки, потому что аэропорт распложен далеко. И как раз тут источником для развития на принципах софинансирования с РЖД могут быть те акции, которые находятся в руках аэропорта, а мы их из федерации передали для того, чтобы аэропорт развивался. Тему проработаем и предложим конкретные предложения»,— сказал он. О планах продажи акций губернатор края Виктор Толоконский заявлял еще в прошлом году.

«Вы возьметесь за решение этой задачи как организатор,— тут же распорядился Владимир Путин.— С привлечением Минфина, правительства края, оператора аэропорта, РАО РЖД». При оценке успешности проекта нужно смотреть не только на его окупаемость, указал президент. «Понятно, что окупаемость должна достигаться в определенные сроки. Но мы с вами так же думали, стоит или нет строить скоростное железнодорожное сообщение с горным кластером (Красная поляна.— „Ъ“) в Сочи. Сейчас оно полностью загружено. И то же самое происходит во Владивостоке, который стал своеобразным перевалочным пунктом для других маршрутов. Когда будет инфраструктура, тогда и люди появятся»,— заверил Владимир Путин.

По словам исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, у Емельяново уже есть 15-километровая железнодорожная ветка, по которой в аэропорт везут топливо. Ее можно приспособить и для движения пассажирских поездов. Однако рентабельным шаттл «город – аэропорт» станет лишь при пассажиропотоке аэропорта около 10 млн человек в год. При существующем пассажиропотоке ни один оператор проектом не заинтересуется, уверен господин Пантелеев. «При малой частоте движения этим видом транспорта пассажиры не пользуются, а при высокой частоте — зашкаливают убытки. К примеру, в Казани в сутки курсирует до шести пар поездов, но составы ходят полупустыми»,— прокомментировал Олег Пантелеев. По его мнению, красноярский аэроэкспресс — это скорее имиджевый проект, рассчитанный на международную Универсиаду. «Так было в Казани и во Владивостоке, где под мероприятия построили инфраструктуру, пустили поезда, а потом, зафиксировав убытки, стали сворачивать сообщение. Как постоянное решение — бесперспективно»,— считает эксперт.

Председатель Законодательного собрания края Александр Усс заявил „Ъ“, что проект красноярского шаттла «существовал еще во времена социализма, и над ним работали еще в условиях плановой экономики». Несмотря на все сомнения экспертов, просьба президента «обязательна к исполнению», отметил он.

Татьяна Косачева