Минтранс готов отдать Емельяново
Но деньги просит вложить в госграницу
Минтранс поддержал полную приватизацию аэропорта Красноярска Емельяново. В начале года такую оферту направлял местным властям контролирующий аэропорт "Красинвест", близкий к "Базэлу" Олега Дерипаски. Средства от продажи 49% акций Минтранс предложил вложить в строительство железнодорожной ветки до города и пункта пропуска через госграницу, поскольку бюджетные расходы на него были сокращены втрое. По данным "Ъ", сложности с созданием пропускных пунктов также возникли в аэропортах, предназначенных для гостей чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 года.
Владимир Путин вчера провел совещание по вопросам подготовки к зимней Универсиаде 2019 года в Красноярске, на котором глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что строительство нового терминала аэропорта Емельяново завершится до конца года. Но он признал: есть проблемы с созданием пункта пропуска через госграницу для пассажиров международных линий. "Изначально средства на них были заложены в программе "Госграница" (координируется ФСБ), но при бюджетном процессе 2016 года они были сокращены, поэтому вся программа финансируется в инвестиционной части не более чем на треть",— сообщил господин Соколов.
Емельяново — крупнейший аэропорт Центральной и Восточной Сибири, в нем работают 29 авиакомпаний, летающих по 51 направлению, имеется крупный грузовой терминал. Пассажиропоток в 2016 году — 1,8 млн человек. Выручка в 2015 году — 1,5 млрд руб., чистая прибыль — 200 млн руб. В 2012 году РФ передала Красноярскому краю 100% акций аэропорта для привлечения инвестора в строительство нового терминала. В июне 2015 года Красноярская ГЭС, контролируемая "Евросибэнерго" Олега Дерипаски, купила 51% аэропорта за 4,05 млрд руб., позже переуступив актив ООО "Красинвест", близкому к "Базэлу". В начале года "Красинвест" направил краю оферту на 49% акций.
Максим Соколов полагает, что проблема решается либо восстановлением Минфином секвестрируемых средств, либо финансированием со стороны оператора аэропорта, либо инвестициями региона. Такие решения уже принимались в Южно-Сахалинске, Тюмени и аэропортах, которые готовятся к ЧМ по футболу 2018 года. Он также упомянул об отсутствии средств на новую железную дорогу к аэропорту. В случае с Емельяново, говорит господин Соколов, источником финансирования обоих проектов могла бы стать продажа части пакета акций аэропорта, находящихся в краевой собственности. Владимир Путин поручил в течение недели согласовать вопрос финансирования строительства пункта пропуска в аэропорту. "Конечно, можно на Олега Дерипаску возложить все, сказать — пускай он платит, но нужно понять, за что он сам должен заплатить, а за что должна заплатить федерация, там все-таки должны быть размещены пограничники и таможенные службы",— сказал президент. Организатором процесса выступит Минтранс РФ с привлечением минфина Красноярского края, оператора аэропорта и ОАО РЖД. В "Базэле" и ОАО РЖД вчера отказались от комментариев.
Проблемы с пунктами пропуска возникали и в других аэропортах. По данным "Ъ", пассажиры международных линий аэропорта в Нижнем Новгороде до сих пор обслуживаются в старом терминале, хотя новый был открыт год назад. "Возникли сложности с синхронизацией работы по строительству аэропорта и выполнения госконтракта на установку пунктов пропуска",— объясняет источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Но в "Аэропортах регионов", управляющих аэропортом, рассчитывают на решение вопроса "уже весной". О сходных проблемах в Саранске рассказывал в декабре 2016 года глава "Авиалиний Мордовии" Михаил Берман, говоря, что выполнение требований контролирующих органов к пунктам пропуска ведет к дополнительным расходам. В международном терминале аэропорта Саранска на время ЧМ могут организовать временный пункт пропуска. В Минтрансе проблему не комментируют.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что получение полного контроля над аэропортом выглядит привлекательно для инвестора, но вкладывать вырученные от приватизации средства в указанные проекты "нецелесообразно". Примеры Владивостока, Казани показали, что железные дороги к аэропортам при существующем пассажиропотоке "глубоко убыточны" для оператора. Эксперт согласен, что в проекты организации пунктов пропуска заложены завышенные требования.