Определение видов
Игорь Чер-ский, краш-тест манекен, Москва
Я огорчен: в автошколах не изучают психологию пешеходов, а это - одна из главных причин снижения их поголовья.
Все думают, что у нас одинаковая психология, но это не так. Одинаковая она только в том, что и водитель, и пешеход свято верят, что пропускать всегда должны их. И когда оба идут пешком, они братья. Но стоит одному сесть за руль - и сразу случается конфликт версий: каждый пытается проскочить первым. А того, кто мчится ему наперерез, он считает редким козлом. "Куда этот козел едет на красный?" "А куда этот козел переходит на красный?" Всегда все козлы, кроме нас. Превращаясь из пешехода в водителя и обратно, мы напрочь забываем, что чувствовали в своем прежнем образе. Водитель не помнит, как его бесили уроды, которые не пропускают пешеходов на "зебре". А сам изо всех сил давит клаксон вместо тормоза, чтобы люди успели отскочить в сторону. А пешеход, оставивший машину дома, сразу же забывает, как он сам с трудом оттормаживался на льду, когда какой-то придурок выскочил в темноте ему под колеса. И с уверенным видом начинает переходить улицу в неположенном месте, болтая по телефону. В нас есть какой-то тумблер, который переключает в мозгу режим "пешеход/водитель". И у этого проклятого тумблера нет среднего состояния, в котором мы способны мыслить и как пешеход, и как водитель. Тем не менее я все же составил список основных психотипов пешеходов. Особенно он пригодится тем, кто водит недавно и понятия не имеет, что могут вытворять на дорогах эти двуногие твари.
Борец за права пешеходов - самый опасный тип. Да, переходит он только по зебре, где его обязаны пропустить, - но всегда внезапно и резко. Он нарочно не оставляет водителю шанса затормозить, чтобы тот потом сел в тюрьму. То, что сам борец этого уже не увидит, его не волнует. Старается выбирать места потемнее, а дорогу предельно скользкую. И никогда не смотрит в сторону автомобилей - они этого не достойны.
Человек-капюшон. Уверен, что реальны лишь те предметы и явления, которые видны в амбразуру капюшона. А которые не видны, но сигналят - их нет. Кстати, гудеть бесполезно: он вас не только не видит, но и не слышит, так как под капюшоном у него наушники.
Она-же-мать или мать-убийца. Вы их часто видите в экстренных выпусках. Эта особь уверена, что, если толкать впереди коляску с ребенком, переходить можно как угодно, где угодно и на любой свет. Запросто может одновременно болтать по телефону и быть в капюшоне.
Клоунесса. Это когда женщина перебегает там, где нельзя, но показушно-смешно семеня ножками. "Ой, я такая сейчас на цыпочках быстренько-быстренько". Считается, что своей клоунадой она компенсирует водителю не только стресс, но и ущерб от въехавшей в него сзади маршрутки.
Нерешительный. Это который стоит, когда его пропускают. Никак не может поверить своему счастью или чует опасность. А вдруг он пойдет, а они как поедут!
Бабушка - танк. Ее вообще не волнует, движется ли по дороге кто-то, кроме нее, и для кого эта дорога. Если бабушке надо перейти здесь - она перейдет. Даже если это магистраль с метровыми ограждениями, двенадцатиполосный проспект в час пик или взлетная полоса. Бомжи переходят улицы примерно так же, но в них больше алкоголя и непредсказуемости.
Бегуны и велосипедисты. Тоже абсолютно уверены в своем бессмертии. Поэтому либо едут/бегут в правом ряду - до первой встречи их головы с боковым зеркалом троллейбуса, - либо перебегают/переезжают прямо перед капотом. И, конечно, не в тот момент, когда водитель этого ожидает.
Человек-автомобиль. Нечастый, но не менее клинический случай. Это когда пешеход считает себя автомобилем, а поэтому уверенно идет куда-то в правом ряду в автомобильном тоннеле или на эстакаде. Предусмотреть такого нельзя - можно только успеть заметить.
Берегите себя. Ну и их тоже, если получится.
Другие авторские колонки читайте в постоянной рубрике «Ответственные лица»