Вино – напиток не для догматичных людей
Винодел Клаус Андерсен рассказал о тенденциях в отрасли
В феврале Пермь посетил Клаус Андерсен, представитель испанской винодельни Bodegas Fontana, которая занимается прямыми поставками в пермские магазины.
Господин Андерсен стал почетным гостем и экспертом на дегустации, организованной торговой сетью «Семья». Он поделился своими взглядами на виноделие.
– Господин Андерсен, ваши виноградники расположены в муниципалитете Уклес провинции Кастилия – Ла-Манча. Это один из самых молодых винодельческих районов Испании, и в России он менее известен, чем соседи. Скажите пару слов о нем.
– Муниципалитет Уклес, где расположена наша винодельня, находится в 200 км от Мадрида, это центральная часть Испании. Там очень жаркий и сухой климат, но виноградники находятся на возвышенности, на высоте 700 м над уровнем моря. Это обеспечивает достаточный перепад температур в дневное и ночное время, что позволяет выращивать сорта, пригодные для производства вина. Общая площадь виноградников занимает 600 га. Примерно 30% нашего винограда сертифицировано как органический продукт.
– А какой перепад температур оптимален для сортов, которые выращиваются на ваших виноградниках?–
В период выращивания винограда идеальный перепад температураы между днем и ночью, на мой взгляд, 20 градусов, например – 36 и 16 градусов. Но природа не всегда идет навстречу нашим желаниям. В прошлый август было так жарко, что температура даже ночью не опускалась ниже 25 градусов. Достаточный перепад дает ночью «отдыхать» винограду, то есть днем он «работает», а после захода солнца «спит», химические процессы в ягоде происходят медленнее. Если перепад недостаточный, то виноград «устает» и не сможет дать сок того качества, которое необходимо для производства вина.
– Это ваш первый опыт сотрудничества с российской розницей?
– Пермь – это первый регион в России, куда мы осуществляем прямые поставки. Мы стали работать с сетью «Семья» сравнительно недавно, но я был очень удивлен, когда узнал, какие объемы продаются в Перми. Хотя виноделы из Уклеса работали еще с Советским Союзом. Расскажу по секрету: компания, преемниками которой мы являемся, поставила в СССР миллионы литров вина в обмен на тракторы «Беларусь». По-моему, их привезли 85 штук.
– Вы упомянули органический продукт. В чем его специфика?
– Органическое вино производится из винограда, выращенного без применения химических удобрений. Когда виноград выращивается естественным способом, в почву и атмосферу выделяется меньше углекислого газа. В самом вине сохраняется гораздо больше витаминов и минеральных веществ. На каждой этикетке такого напитка есть специальный знак. Чтобы получить органический сертификат на виноградник, его почва не должна удобряться химическими веществами в течение последних тридцати лет. Кроме того, сертифицирующий орган запрашивает финансовую документацию компании за четыре года, его специалисты изучают, не было ли закупок таких удобрений. Каждый год сертификат должен подтверждаться. Органический и неорганический виноград нельзя смешивать. Это касается и производства: если в какой-то емкости был неорганический материал, то перед использованием этой емкости для изготовления органического вина она тщательно моется. Органическое вино я бы назвал самым оптимальным для себя.
– Сейчас в тренде еще и натуральные и биодинамические вина…
– Натуральное вино – это несколько другая история. Следует знать, что не каждое натуральное вино является органическим, и наоборот. Их производители не используют химических веществ для обеспечения антибактериальной защиты вина, то есть его сохранности, например – диоксид серы. Многие не понимают продукцию натурального виноделия, часто вино имеет непривычный для них вкус. Мне, например, белое натуральное вино по вкусу напоминает сидр. Но многие виноделы считают это проявлением индивидуальности и идентичности. Последователи биодинамического вина не только соблюдают строгий запрет на консерванты, но и изготавливают его по технологиям, которыми пользовались виноделы несколько сот лет назад. Все технологические процессы связаны с лунными циклами, при обработке виноградников не используется современная техника.
– А как вы относитесь к таким «ревнителям традиций»?
– Лично я поддерживаю некоторые проявления биодинамического виноделия, например срезание лозы по старой технологии, но есть и перегибы. Время, когда виноградник обрабатывали на лошадях, все же ушло.
– Дайте, пожалуйста, несколько советов, как научиться выбирать правильное вино.
– Совет простой: нужно пробовать, нужно потратить какие-то деньги, чтобы понять, что вам нравится, а что нет. Но если какое-то вино пришлось вам не по вкусу один раз, то не нужно сразу списывать его со счетов. Перед дегустацией вы могли мало поспать, что-то не то съесть, быть не в том настроении. В другой раз все может измениться: ощущения, которые приходят от вина, они сложные и изменчивые. Раньше я почти не пил белого вина, а теперь все поменялось. Самая лучшая вещь о вине, которую я понял, что ваше любимое вино и мое не обязательно должно быть одинаковым. Вино – напиток не для догматичных людей, а для общительных, готовых к дискуссии.