Следствие взломало хакеров
Два фигуранта дела «Шалтая-Болтая» признали свою вину
Лефортовский райсуд Москвы продлил срок ареста лидеру хакерской группы «Шалтай-Болтай» Владимиру Аникееву, который вместе с подельниками занимался взломом аккаунтов и электронной почты известных людей. В ходе заседания его защита заявила, что не только трудоустроила клиента в свое адвокатское бюро советником по информационной безопасности, но и арендовала ему квартиру в Подмосковье. Впрочем, добиться изменения меры пресечения на домашний арест господину Аникееву, признающему свою вину, это не помогло. Между тем его примеру последовал еще один член хакерской группы.
Обращаясь в Лефортовский райсуд Москвы с ходатайством о продлении обвиняемому в «неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» (ч. 3 ст. 272 УК РФ) Владимиру Аникееву срока содержания под стражей, следователь ФСБ сделал акцент на том, что тот не имеет в столице ни жилья, ни работы, а следовательно, в любой момент может скрыться. Других аргументов у следствия, судя по всему, не оказалось, поскольку господин Аникеев, известный в интернете как Льюис, свою вину полностью признает и сотрудничает со следствием. Его защита к такому сценарию оказалась готова. По словам адвоката Руслана Коблева, обвиняемый Аникеев был не только трудоустроен в их адвокатское бюро советником по информационной безопасности, но ему еще и арендовали в ближайшем Подмосковье квартиру. Впрочем, на судью Елену Галиханову это не произвело никакого впечатления, и она удовлетворила ходатайство следствия, продлив Владимиру Аникееву срок содержания под стражей до 8 мая 2017 года.
По словам адвоката Коблева, к этому времени все следственные действия в отношении его клиента должны быть завершены. Как уже рассказывал “Ъ”, пока Льюису инкриминируется всего один эпизод. Он связан с взломом почтового ящика бывшего начальника дирекции по управлению проектами в сфере ЖКХ ПАО «Сбербанк России» и вице-президента департамента развития бизнеса АО «Универсальная электронная карта» (УЭК) Евгения Кислякова. Хакерская группа выставила на своем сайте на продажу его деловую корреспонденцию с августа 2013 по февраль 2016 года, касающуюся в том числе реализуемых проектов Сбербанка в области УЭК, транспорта и ЖКХ. По словам адвоката Коблева, сейчас он с клиентом продолжает обсуждать возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. При этом защитник не исключает, что Льюису могут быть предъявлены обвинения и по другим эпизодам. Ранее в СМИ, например, появлялась информация о том, что участники «Шалтая-Болтая» могли иметь отношение к взломам электронной почты помощника президента России Владислава Суркова; заместителя начальника управления по внутренней политике администрации президента России Тимура Прокопенко; известных чиновников, спортсменов и журналистов. Конфиденциальные сведения из их компьютеров, планшетов и мобильных телефонов за вознаграждение возвращались самим пострадавшим или, если они не соглашались на условия выкупа, выставлялись на хакерские аукционы в сети. Впрочем, пока, кроме господина Кислякова, никто из пострадавших с заявлениями в правоохранительные органы не обращался.
Широкий резонанс уголовное дело хакеров из «Шалтая-Болтая», по которому помимо Владимира Аникеева проходят Константин Тепляков, также признавший свою вину, и Александр Филинов, получило во многом из-за того, что в ходе его расследования чекисты вышли и на собственных коллег, которых заподозрили, а затем и обвинили в «госизмене» (ст. 275 УК РФ). В частности, сейчас под арестом находятся сотрудники центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов и Дмитрий Докучаев, которые якобы курировали хакерскую группу, а также их сообщник — бывший начальник отдела расследования компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. Правда, пока дела членов «Шалтая-Болтая» и сотрудников ФСБ следствие между собой не связывает и расследует их раздельно. При этом тот же Владимир Аникеев продолжает настаивать, что до ареста у него никаких контактов с кем-либо из ФСБ не было.