Признанный талант

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставке Даши Намдакова.

Фото: Тимофей Изотов, Коммерсантъ

Даши Намдаков — бурятский художник, скульптор, график, ювелир. Он родился и начал свой творческий путь в Иркутске, а все же известен и популярен он до сих пор за границей больше, чем в России.

Его работы находятся в собраниях самых разных людей – политиков, актеров, бизнесменов – от британской королевы Елизаветы до Лужкова, Шредера и Путина, от Умы Турман до Абрамовича.

Намдаков в Москве — гость нечастый, но недавно приезжал буквально на один день на открытие своей юбилейной выставки в галерее Jart. В феврале Даши исполнилось 50 лет, у галереи тоже юбилей — 10 лет работы. Почти все эти годы Jart выставляет Намдакова.

Выставка получилось хоть и камерной, компактной, но ретроспективной. Представлены самые ранние, можно сказать, первые скульптуры Даши, выполненные еще в 1998 году. И есть работы, сделанные буквально перед выставкой: ювелирные украшения, фарфоровый сервиз, новые скульптурные композиции.

Для меня любопытным показалось, что Намдаков начинал как чистый скульптор-металлист, работал исключительно с бронзой, затем с золотом. Это объяснимо — Даши происходит из рода потомственных бурятских кузнецов-дарханов. А сейчас, помимо тонкой графики, начинает заниматься живописью, используя те же самые национальные мотивы во вполне современной технике акрила.

Работа Намдакова с бронзовыми поверхностями вызывает даже немного детское желание погладить его блестящих коней (например, в скульптуре «Похищение Азии»), быков-минотавров или монументальную, хоть и небольшую фигуру Чингисхана. Я бы сравнил его отношение к материалу с традициями великого скульптора Генри Мура. Может, именно поэтому работы Намдакова особо ценятся как раз в Великобритании. Статуя того же Чингисхана даже была установлена в Лондоне, в Гайд-Парке, а позднее она же (по инсайдерской информации) была увезена в Монголию, в Улан-Батор.

Вся лента