Реформы в КНР уступают место стабильности
В Пекине не готовы к росту безработицы ради перестройки
Премьер Госсовета Ли Кэцян в своем ежегодном докладе назвал новую цель КНР — рост на 6,5% в год на ближайшие годы,— отметив, что стабильность должна быть "определяющим" приоритетом в экономической политике страны. Как и год назад, в Пекине намерены сокращать перепроизводство стали и угля и реформировать госсектор, но не готовы к росту безработицы — ориентир по этому показателю оставлен без изменений. Иностранным инвесторам вновь обещано расширение доступа — как к активам, так и к финрынку, тогда как по инвестициям китайских компаний за рубеж прогнозный показатель впервые был снижен.
Власти Китая ожидают, что экономика страны вырастет в этом году лишь на 6,5%,— это минимальный уровень более чем за четверть века. Цифра была обнародована в рамках рабочего доклада премьера Госсовета Ли Кэцяна, выступавшего на открытии в эти выходные парламентской сессии — Всекитайского собрания народных представителей. Это последняя сессия депутатов 12 созыва, хотя одобрение ими ключевых инициатив является достаточно формальным требованием — в отличие от решений заседания центрального комитета компартии (ЦК КПК), которое ежегодно проходит осенью (в этом году на нем будет выбран новый состав Госсовета).
Ли Кэцян отметил, что с учетом роста ВВП в 2016 году на 6,7% (целевой ориентир составлял 6,5-7%) для удвоения ВВП КНР к 2020 году по сравнению с 2010-м достаточно будет сохранения роста на 6,5% в год в течение ближайших четырех лет. Впрочем, международные эксперты в основном ждут его замедления до 6,2-6,3% уже в ближайшие два года. Еще один ключевой для Пекина показатель — уровень безработицы — должен остаться на отметке 4,5%, несмотря на обещание продолжить кампанию по сокращению избыточных мощностей (Ли Кэцян анонсировал сокращение производства стали и угля в 2017 году на 50 млн и 150 млн тонн соответственно) и реформу госсектора, широко анонсированную год назад. "Стабильность — это определяющий приоритет",— отметил Ли Кэцян. При этом премьер посетовал, что "мировой рост остается вялым, а тенденции деглобализации и протекционизма нарастают", и заявил, что Китай намерен активнее участвовать в глобальных процессах.
Вызванные этими планами госрасходы обеспечат продолжение роста дефицита госбюджета КНР — в этом году, как ожидают в Пекине, он достигнет 2,38 трлн юаней ($345 млрд), что эквивалентно 3% ВВП. В абсолютных значениях этот показатель вырос на 200 млрд юаней по сравнению с предыдущим годом. Военный бюджет будет увеличен "примерно на 7%" и составит около 1,3% от ВВП страны. Значительные суммы будут направлены и на строительство дорог и ж/д путей ($261 млрд и $116 млрд соответственно). Тем временем в Минфине страны, также опубликовавшем свой рабочий доклад, вновь обещают бороться с высоким долгом региональных властей. "Официальные темпы роста уже не показательны, как и цифры дефицита бюджета,— отмечают в Capital Economics.— В частности, в прошлом году он, по предварительным данным, составил 3,8% ВВП, но в финальных расчетах, скорее всего, не превысит 3%". Эксперты ожидают, что дефицит бюджета с учетом использования резервных фондов превысит 5% ВВП в ближайшие два года (в 2016-м — 6,7%). По оценке UBS, суммарная долговая нагрузка, включая частный сектор за прошлый год, возросла с 254 до 277% ВВП.
В отличие от предыдущих лет теперь в правительстве Китая не ждут роста нефинансовых вложений за рубеж — официальный ориентир даже снижен по сравнению с 2016 годом, хотя и всего на $100 млн, до $170 млрд. При этом, к примеру, в страны Нового шелкового пути вложения китайских компаний уже сократились с $18,9 млрд в 2015 году до $14,5 млрд в 2016-м, хотя в целом по миру они выросли на 44%. На прежнем уровне должен остаться и приток прямых иностранных инвестиций ($126 млрд). Иностранным инвесторам премьер вновь пообещал расширение доступа в сектор услуг, производство и добычу — и возможность размещать облигации на фондовом рынке КНР. Пока же расширяется в основном доступ иностранных инвесторов к китайским бумагам (хотя на них по-прежнему приходится лишь 2% рынка), при этом размещения иностранных компаний в КНР не очень востребованы из-за сложности процедур и валютных колебаний.