Революцию достали с полок
Завершился фестиваль "Белые Столбы"
Фестиваль кино
В подмосковном поселке Госфильмофонда Белые Столбы прошел XXI фестиваль архивного кино. Среди главных событий этого года — старые фильмы студентов ВГИКа, документальные ленты известных режиссеров, а также 100-летие русской революции. К классикам разного рода специально для "Ъ" присмотрелся АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Многие думают, что фестиваль архивного кино — это плохие копии немых лент справедливо забытых авторов. На самом деле некоторые фильмы после компьютерной реставрации порой выглядят лучше новых, а в программе встречаются произведения по-прежнему работающих авторов.
На фестиваль этого года попали неизвестные рабочие материалы к документально-игровому фильму Фридриха Эрмлера "Перед судом истории", а заодно и сам фильм, чьим героем стал знаменитый политик начала ХХ века Василий Шульгин. Он был в числе немногих присутствовавших при отречении Николая II от престола. После операции "Трест", когда ГПУ обманом выманило Шульгина из парижской эмиграции в "нелегальную" (а на самом деле проходившую под полным контролем органов) поездку по России, Шульгин отошел от политики. В 1944 году его арестовали в Югославии как частное лицо. Шульгин получил 25 лет лагерей, от расстрела этого ядовитого публициста, с которым спорил Ленин, спасло лишь то, что в СССР ненадолго отменили смертную казнь. Шульгина освободили раньше срока и поселили во Владимире, где он жил под строгим надзором. Тем не менее к нему приезжали из Москвы историки и художники, от Черняка до Глазунова. Фильм Эрмлера на экранах продержался недолго, его тихо сняли, чему немало возмутились рецензенты областных газет.
Сегодня трудно понять логику страха, которой руководствовались чиновники от культуры, формирующие "полочное кино". Лишь один раз показали по телевидению фильм Александра Аскольдова "Судьба моя — КамАЗ" (1974). Когда автора запрещенного и еще не ставшего легендарным "Комиссара" (1967) с волчьим билетом выгнали из профессии, исключили из партии, он поехал рабочим на КамАЗ. Там его заприметил тогдашний первый секретарь Татарского обкома Фикрят Табеев, предложивший опальному режиссеру снять фильм о строительстве заводов в Набережных Челнах. Аскольдов рассказывал об этом перед просмотром.
Его фильм начинается в традициях социального кино (претензии рабочих к начальству могли бы стать началом острокритической ленты), но в итоге сводится к поэтичному гимну новой реальности. Но и в таком виде "Судьба" вызвала гнев, материалы арестовали. Чтобы закончить и допустить до экрана фильм, потребовалась мощная поддержка, в том числе и Министерства обороны. Больше Аскольдову снимать не давали.
Текст в ленте о КамАЗе читал Юрий Каюров. Актер попал на плакат нынешнего фестиваля, отметившего большой подборкой 100-летие революции. Каюров 18 раз сыграл Ленина, но лучшая его роль — в "Шестом июля" (1968) Юлия Карасика. Динамичный фильм увлекает и сегодня. Две речи в "Шестом июля" — Ленина и Спиридоновой (врага большевиков сыграла Алла Демидова) на V съезде Советов — образец того, каким еще не так давно было актерское искусство. Каюров играет Ленина-мыслителя, нашедшего в лидере эсеров равного противника, их интеллектуальный поединок — внутренний двигатель всего сюжета.
Рекламная кампания "Шестого июля" поражала размахом, на показы ходили цехами, газеты по всей стране печатали полосы отзывов. По итогам года фильм занял третье место в прокате, обогнав даже "Доживем до понедельника", но остался без наград. Вмешались партийные историки, недовольные, что от былого славословия руководящей роли большевиков не осталось и следа. Историков не успокоило даже то, что фильм оставался в рамках дозволенной концепции, где не было места многим, прежде всего Троцкому и Бухарину. Оттепель так и не смогла вернуть им отнятое место в революции, как не возвращают его и сегодня. Впрочем, общество избегает дискуссий о своих корнях — 100-летие сейчас толком не отмечается. Фестиваль же оказался пространством, где на прошлое можно взглянуть сквозь очки недавних заблуждений, понимая, правда, что в этих очках давно пора заменить линзы.