Столкновение доказательств
Каковы перспективы дела Александра Хорошавина
Бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отрицает все обвинения во взяточничестве. Сегодня в Южно-Сахалинске началось рассмотрение по существу уголовного дела Хорошавина и его подчиненных.
По версии следствия, бывший глава региона еще в 2009 году создал на Сахалине организованную преступную группу, в которую вошли высокопоставленные чиновники местного правительства. Несколько лет эта группа, по данным следствия, получала взятки от крупных бизнесменов за покровительств, общая сумма которых превысила 520 млн руб.
Адвокат бывшего советника Хорошавина Андрея Икрамова Юрий Сюзюмов заявил «Коммерсантъ FM», что позиция обвинения строится на незаконных основаниях: «Дело в том, что вообще все обвинение основано на незаконном прослушивании кабинета Хорошавина. Соответствующего судебного решения не было. Кабинет прослушивали более полугода без санкции суда, и правоохранительные органы считают, что они не прослушивали, а осуществляли так называемое наблюдение. Таким образом без санкции суда прослушивание губернатора, который имеет первый уровень допуска к секретности, имеет правительственную связь с президентом России, признается допустимым доказательством. Получается, что в настоящее время любого гражданина могут так прослушивать и говорить, что мы просто за ним наблюдали».
Александр Хорошавин на заседании в понедельник заявил, что у обвинения недостаточно аргументов: «Где деньги? А был ли мальчик? Почему их нет в списке вещественных доказательств, как не было и ручки за 36 млн?»
Каковы перспективы этого дела?
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что для власти это разбирательство носит символический характер: «Власть осуществила арест Хорошавина в рамках пересмотра своего контракта с элитами. Если раньше для элиты был актуален лозунг «обогащайтесь, но при этом сохраняйте политическую лояльность», то сейчас можно сказать, что он трансформировался в слоган «сохраняйте политическую лояльность, но при этом будьте умеренны». Адвокаты Хорошавина поняли, что сейчас лучшая стратегия защиты — это нападение. Необходимо избавить его от имиджа взяточника-беспредельщика, формирование благоприятного общественного мнения поможет повлиять на приговор в сторону его смягчения».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что Хорошавину вряд ли стоит рассчитывать на оправдательный приговор, а ставка защиты на формирование положительного образа губернатора не сработает: «Уже сформирован его образ, вот эта золотая ручка образ коррупционера у людей, кто хоть как-то этим интересуется, уже достаточно четко сформировала. Поэтому апелляция к общественному мнению здесь вряд ли будет сколько-нибудь успешной. Что касается тех людей, которые за этим делом не очень следят, то они исходят из того, что наверху все коррупционеры, все воруют».
Ранее суд изъял у семьи бывшего губернатора московские квартиры, элитные автомобили, драгоценности на общую сумму более 1 млрд руб. Происхождение этого имущества Хорошавин объяснить не смог. Сейчас он оспаривает конфискацию.