За чужой счет
финансы
Лизинг становится в России все более популярным, особенно в сегменте коммерческого транспорта. С чем связан повышенный интерес к этому инструменту — с государственными мерами поддержки или структурными изменениями всей лизинговой отрасли, выяснял ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВ.
Сфера лизинговых услуг всегда остро реагировала на экономические трудности. За последние два года, согласно данным RAEX ("Эксперт РА"), общие объемы лизинговых сделок в России упали более чем на треть. Однако в последнее время негатив сменился позитивом: по итогам девяти месяцев текущего года объем российского лизингового рынка составил 450 млрд руб., что на 17% больше, чем за аналогичный период 2015 года (см. график).
Драйвером развития лизингового рынка остается автомобильный транспорт. Согласно данным RAEX, лизинг легковых и грузовых автомобилей в 2016 году занимал более 40% объема рынка, остальные доли делили между собой авиационный и железнодорожный транспорт, а также лизинг спецтехники. Особенно уверенно лизинг набирает обороты в области продажи грузовиков. Если в кризисном 2013 году в лизинг приобреталось 44% грузовиков, то в 2014-м — уже 56%. В 2016 году этот показатель превысил 60%, а в наступившем году доля лизинговых продаж грузовиков может превысить 70%.
Причин столь динамичного роста доли и объемов лизинга несколько. С одной стороны, компании поняли, что без обновления автопарка выжить в нынешних условиях трудно. Ведь старые и часто ломающиеся машины могут поставить под угрозу деятельность любого предприятия, чье развитие хотя бы косвенно связано с автомобильными перевозками.
С другой стороны, компаниям все сложнее найти свободные средства для крупных вложений в обновление автопарка. Тут-то и становится особенно актуальным лизинг, поскольку он имеет ряд несомненных преимуществ как форма приобретения авто. Не зря лизинг называют финансовой арендой: покупатель первоначально платит лишь небольшой взнос за приобретаемую технику, после чего в течение оговоренного времени вносит остаток средств за автомобиль, которым он уже пользуется. При этом приобретаемые автомобили числятся на балансе лизингодателя. Это позволяет клиенту существенно экономить на налогах.
Наконец, важным фактором роста популярности лизинга стало заметное усовершенствование этого вида финансовых услуг. Начать с того, что в ушедшем году большую роль в развитии лизинга сыграло государство. Последний год ознаменовался беспрецедентной господдержкой лизинговых программ, подразумевающей существенную компенсацию из бюджета затрат пользователей лизинговых схем — до 10% от стоимости автомобиля.
Совершенствуют свои услуги и лизинговые компании. Например, становятся все более гибкими сроки предоставления автомобилей в лизинг. Если раньше компании предоставляли их на два-три года, то сейчас средний срок лизинга вырос до трех-пяти лет. Снижается и минимальный аванс лизинговых сделок: сейчас он опустился до 10-15% от первоначальной стоимости автомобиля. Заметно снижаются и процентные ставки по лизинговым выплатам: если в начале ушедшего года ставка 20% была распространенным явлением на лизинговом рынке, то сейчас и ставка 15% многим кажется завышенной.
Дополнительный стимул развитию лизингового бизнеса в России призвана дать грядущая реформа этой отрасли. В частности, в ближайшее время предполагается изменение схемы взаимодействия участников рынка с регулятором в лице Центрального банка РФ: все лизинговые компании должны будут перейти на отчетность по стандартам МСФО, регулятор будет более пристально следить за ключевыми показателями работы лизинговых компаний. Также помимо других реформ уже в текущем году предполагается создание так называемых саморегулируемых организаций, которые будут определять правила работы на рынке лизинга. Участники рынка говорят о том, что реформы лизинговой отрасли могут сделать этот рынок еще более прозрачным, клиентоориентированным и привлекательным для инвестиций. Таким образом, в ближайшем будущем рынок лизинга автомобилей продолжит рост: по предварительным оценкам, в текущем году его объемы могут увеличиться на 15-20%.
Александр Михайлов, главный исполнительный директор ПАО "Европлан"
— Рынок коммерческого транспорта регулярно растет. Прирост наблюдался и в 2016 году, как следствие, наблюдался рост в сфере финансовых услуг данного сегмента. По экспертному мнению поставщиков коммерческой техники, лизинг пользуется подавляющей популярностью. Благодаря своей простоте, функциональности, скорости и оптимизации налогового бремени данный продукт уже давно вытеснил с рынка классический кредит.
Во-первых, лизинг — официальный и эффективный способ налогового планирования. Основное преимущество — в экономии на налогах, так как все расходы относятся на себестоимость, возврат НДС в большем объеме. Лизинговый платеж полностью относится на расходы в бухгалтерском учете. А при банковском кредите учитываются только проценты по кредиту. Во-вторых, поскольку транспорт является высоколиквидным имуществом, лизинговые компании имеют пониженные риски по сделкам с данным имуществом, что стало толчком для появления упрощенных программ по финансированию именно коммерческого транспорта. В-третьих, самым ярким событием прошедшего года была программа государственной поддержки колесных транспортных средств, которая заключалась в предоставление десятипроцентной скидки при лизинге нового коммерческого транспорта российского производства. Программа привела к тому, что в лизинговой отрасли коммерческий транспорт стал драйвером года: грузовой и легковой автотранспорт составляет около 40% от общего объема нового бизнеса за 2016 год. В 2017 году Минпромторг объявил о продлении программы, причем можно прогнозировать увеличение продаж в два раза по сравнению с прошлым годом. Игроки рынка лизинга с нетерпением ждут, когда подобную программу разработают и для других сегментов рынка, в частности для строительной техники.