Деньги в обороте
финансы
Каждая компания, для которой автомобильная техника — рабочий инструмент, стремится регулярно обновлять автопарк: машины в ремонте прибыль не приносят. Можно ли покупать новые автомобили, не вынимая из оборота значительные средства и не прибегая к кредитованию? Можно, если воспользоваться таким инструментом, как лизинг.
В зарубежной практике лизинг коммерческой техники — явление не просто привычное, а скорее чуть ли не обязательное для предприятий. Простой пример: по данным агентства Experian Automotive, в США третья часть сделок на всем автомобильном рынке проводится с участием лизинговых инструментов. В сегменте коммерческой техники же этот показатель превышает 70%.
В России лизинг до сих пор история, не до конца понятная для бизнесменов. Не во всех секторах экономики, впрочем — в авиации, например, большинство игроков, включая национального перевозчика, используют лизинговые схемы при покупке новых судов. А вот компании, эксплуатирующие коммерческий транспорт, в большинстве своем предпочитают работать по старинке: покупать технику, "вынимая" оборотные средства, или кредитоваться в банках.
Между тем с точки зрения эффективности лизинг — едва ли не лучший финансовый инструмент, которым можно воспользоваться при обновлении автопарка. Его главные плюсы — отсутствие необходимости выводить из оборота значительные средства и возможность более эффективно планировать затраты компании. Ну и, конечно, тот факт, что техника остается на балансе лизинговой компании: лизингополучатель не должен вести учет амортизации, а лизинговые платежи включаются в себестоимость — средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли. Кроме того, получение финансирования не требует залога или другого обеспечения.
Еще интереснее, что с точки зрения доступности и простоты оформления лизинг значительно выигрывает у традиционного кредитования. "По сравнению с кредитованием лизинговая схема является более лояльной с точки зрения принятия рисков, так как лизингодатель — собственник имущества и имеет больше прав на имущество по сравнению с банком, который является лишь залогодержателем,— поясняет директор по рискам компании "Газпромбанк Лизинг" Руслан Музафаров.— При рассмотрении заявок на финансирование лизинговых сделок наша компания руководствуется сбалансированной комплексной системой принятия риска как на финансовое состояние потенциального лизингополучателя, так и на предмет лизинга. С точки зрения текущего бизнеса анализируются вид деятельности клиента, сроки работы на рынке, динамика финансовых показателей, перспективы бизнеса (контракты). С точки зрения предмета лизинга анализируются его характеристики, ликвидность и стоимость на рынке. По результатам анализа принимается решение о возможности финансирования сделки, и в случае положительного решения вырабатываются окончательные условия ее реализации. Таким образом, лизинговая компания является более гибким кредитором по сравнению с банком и может предлагать более привлекательные условия, соблюдая риск-ориентированный подход. Например, в "Газпромбанк Лизинге" даже небольшой клиент (с выручкой от 200 млн руб.) может претендовать на лизинговое финансирование".
Ключевое отличие лизинга от кредита, по словам господина Музафарова, состоит в том, что лизинговая компания стремится установить равноправные, партнерские отношения с клиентом, тогда как банки чаще всего работают с компаниями по принципу "старшего брата". "В нашей практике был случай, когда действующий клиент пришел с наполеоновскими планами, даже нанял инвестиционного консультанта,— говорит господин Музафаров.— Но в ходе экспертизы инвестиционного проекта была выявлена критическая ошибка, заложенная в расчет. После того как мы озвучили это клиенту и помогли разобраться в модели, клиент принял решение отказаться от проекта. В наших интересах помочь клиенту скорректировать инвестиционные планы и выбрать более сбалансированную модель развития. Мы не стремимся максимизировать лизинговые платежи для скорейшего возврата инвестиций. Если мы понимаем, что клиенту будет некомфортно регулярно вносить определенную сумму — а значит, случись у него проблемы, он не сможет вовремя и качественно отремонтировать технику или отправить ее на техническое обслуживание, мы предлагаем ему иные варианты".
Дополнительно сэкономить, обратившись к лизингу, на сегодняшний день позволяет и государство: компании имеют право воспользоваться государственной программой льготного автолизинга. Она направлена на стимулирование продаж новой коммерческой колесной техники, произведенной на территории России. Программа позволяет получить скидку размером до 10% на каждое транспортное средство, приобретаемое в лизинг. Максимальная экономия составит до 500 тыс. руб. на один автомобиль. На реализацию госпрограммы правительством направлено 10 млрд руб., при этом участие в ней смогут принять только уполномоченные лизинговые компании, в число которых вошел и "Газпромбанк Лизинг".
"Последние несколько лет государственные программы поддержки автомобильного рынка очень хорошо себя зарекомендовали. По подсчетам экспертов, в этом году почти каждый второй новый легковой автомобиль продавался в России с помощью различных госпрограмм. У коммерческого транспорта, на который распространялось действие программы льготного автолизинга, чуть менее впечатляющие показатели. Однако в этом сегменте скрыт большой потенциал роста, и мы со своей стороны готовы сделать все от нас зависящее, чтобы реализация госпрограммы в 2017 году была максимально эффективной",— отметил генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" Максим Агаджанов.
Кроме того, "Газпромбанк Лизинг" предлагает дополнительный инструмент для лизинга коммерческого транспорта — программу "Стандарт", которая позволяет приобрести грузовой автотранспорт на выгодных условиях. Объем финансирования составляет до 300 млн руб., аванс — от 7,5% от стоимости предмета лизинга, а срок договора лизинга — до пяти лет.
Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг"
— Изначально мы разработали программу "Стандарт" для наших действующих клиентов. На сегодняшний день основными клиентами компании "Газпромбанк Лизинг" являются компании крупного и крупнейшего бизнеса. Для них мы проводим крупные, сложноструктурированные индивидуальные сделки. Но в процессе работы мы поняли, что эти же клиенты нуждаются в продукте лизинга, который бы им позволил быстро входить в сделки, являющиеся не основными для компании и не такими крупными. Например, пополнение парка коммерческих или представительских автомобилей, наращивание техники грузовых перевозок. Продукт "Стандарт" оказался очень успешным для решения таких задач, и мы повысили не только лояльность наших существующих клиентов, но и стали получать новых крупных клиентов, которые пришли к нам за быстрым и эффективным решением по небольшой сделке и доверили нам в будущем разработку многомиллиардных проектов.