Vesta поехала по Европе
АвтоВАЗ планирует увеличить экспорт на 50 % в 2017 году
АвтоВАЗ начал продавать седан Lada Vesta в Болгарии, Венгрии и Германии. Всего в текущем году автопроизводитель намерен увеличить экспорт на 50 %. В то же время по итогам 2016 года продажи АвтоВАЗа за границей упали на 33 %, до 20 тыс. автомобилей, тогда как план предусматривал реализацию 50 тыс. машин. Правда, как раз на европейском рынке российский автопроизводитель показал существенный рост: продажи Lada за год выросли на 86 %. По мнению экспертов, АвтоВАЗ может добиться увеличения экспорта на 50 %, «но только если речь идет о росте объемов по отношению к показателям 2016 года».
В Болгарии стартуют продажи седана Lada Vesta. Согласно информации, размещенной на сайте официального импортера АвтоВАЗа, новинка с 1,6‑литровым двигателем мощностью 106 лошадиных сил будет стоить от 20,6 тыс. левов (652,5 тыс. рублей по курсу ЦБ РФ на 4 марта 2017 года).
Ранее, в феврале, продажи Lada Vesta начались в Венгрии и Германии. По словам президента АвтоВАЗа Николя Мора, которого цитирует пресс-центр компании, в 2017 году автопроизводитель планируется увеличить экспорт Lada на 50 %.
В то же время по итогам 2016 года экспортные продажи АвтоВАЗа упали на 33 %, до 20 тыс. автомобилей (план предусматривал реализацию 50 тыс. машин). Согласно официальной отчетности компании, основными рынками поставок Lada в прошлом году были Беларусь, Германия, Венгрия, Египет и Казахстан.
Общее падение, в первую очередь, связано с сокращением продаж Lada на исторически крупнейшем экспортном рынке Казахстана. За 2016 год экспорт АвтоВАЗа в Казахстан снизился на 67 %, доля рынка сократилась на 7,7 %, до 17,4 % (абсолютные значения компания не приводит). Сокращение продаж произошло на фоне существенного падения автомобильного рынка Казахстана — на 52 % по итогам прошлого года, говорится в отчете российского автопроизводителя. Кроме того, обвал объясняется временным прекращением поставок готовых машин в первом полугодии после введения утильсбора.
За 12 месяцев продажи Lada в Белоруссии упали на 8 %, доля рынка при этом составила порядка 8 %. Снизился экспорт и в Азербайджан, причем на 50 % по сравнению с 2015 годом, до 1797 автомобилей.
Экспорт Lada в Европу в прошлом году, наоборот, существенно вырос — на 86 % — до 5353 автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», в январе 2017 года по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года продажи Lada в странах Евросоюза выросли на 67,3 % и составили 281 единицу.
Доходы от экспорта за 12 месяцев АвтоВАЗ не опубликовал. За январь-сентябрь общая выручка компании по этой статье составила 4,27 млрд руб. против 7,77 млрд руб. годом ранее, говорится в отчете автопроизводителя, а доля этих доходов в общей выручке от продаж составила 3,2 % против 6,2 %.
В случае снижения спроса, отмечается в документе, компания намерена «менять структуру экспорта», искать новые рынки сбыта, наращивать экспорт в Таможенный союз и развивающиеся страны, а также развивать собственные сборочные производства в перспективных странах экспорта. Осенью прошлого года Николя Мор заявлял о том, что компания рассматривает возможность поставок в Чехию, однако конкретных сроков не называл.
По мнению экспертов, российский автопроизводитель может увеличить экспорт на 50 %, «но только если речь идет о росте объемов по отношению к показателям 2016 года». «Прошлый год для АвтоВАЗа по части экспорта оказался во многом провальным. Чтобы удвоить показатели, достаточно просто вернуться к уровням не самого удачного для экспорта 2015 года, когда рынки СНГ стали коллапсировать вслед за российским», — рассуждает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Однако он напоминает о том, что продажи на автомобильных рынках Украины, Казахстана и Белоруссии продолжают демонстрировать негативную динамику. «Можно попробовать поднять продажи за счет Европы, в которой, к слову, с приходом на АвтоВАЗ Николя Мора, не понаслышке знакомого с рынками Восточной Европы, все стало несколько лучше. В прошлом году в Старом Свете было продано почти на 80 % больше тольяттинских автомобилей, чем в 2015-м. Но это в процентах, а в абсолютных цифрах речь идет о 4336 единицах, то есть это капля в море европейского рынка, при этом европейцы традиционно не жалуют „новинки“ АвтоВАЗа, а создают спрос на, казалось бы, морально и технически устаревшую Lada 4x4. Granta и Vesta здесь по-прежнему не выглядят конкурентами даже другим маркам Renault-Nissan в аналогичном экономичном ценовом диапазоне», — объясняет господин Яковенко.
По его словам, ситуацию можно исправить, снижая цены на экспорт. «Но для АвтоВАЗа с его ценовой политикой внутри страны это практически невозможно, поскольку тогда придется повышать цены в России для компенсации недополученной прибыли от экспорта, а это приведет к ужесточению конкуренции уже на внутреннем рынке и потере доли рынка», — говорит аналитик.