Железные дороги спускают на воду
ОАО РЖД получит долю в калининградском пароме
Железнодорожная паромная переправа Усть-Луга—Балтийск будет организована как государственно-частное партнерство (ГЧП). Для строительства и эксплуатации паромов создается проектная компания, блокпакет в которой получит ОАО РЖД. В то же время, для поддержки конкурентоспособности переправы правительство предлагает отменить субсидии на железнодорожные перевозки между областью и остальной территорией России.
Для строительства и эксплуатации паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга—Балтийск должна быть создана специальная проектная компания с блокпакетом у ОАО РЖД. Такое поручение дано Минтрансу по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 22 февраля (копия протокола есть у "Ъ"). Всего на строительство государство готово выделить 5,1 млрд руб., для чего нужно внести корректировки в закон о бюджете, также готовится привлечение финансирования у Газпромбанка.
На период привлечения заемных средств от ОАО РЖД просят предоставить сквозной тариф на перевозки. С основными компаниями, которые готовы перевозить грузы паромом, планируется заключение контрактов по принципу take-or-pay. Минтранс должен доработать проект к 10 марта. Запрос "Ъ" в министерство перенаправили в аппарат Дмитрия Козака, где отказались от дополнительных комментариев. В Газпромбанке сообщили, что работают над проектом. В ОАО РЖД "Ъ" подтвердили возможность участия в проекте в размере не более 25% плюс 1 акции, а также формирование долгосрочной сквозной ставки.
Грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паромный комплекс линии Балтийск—Усть-Луга действует с 2006 года. Сейчас на линии эксплуатируются два парома — "Балтийск" (оператор — ООО БФИ, дочерняя компания ОАО РЖД) и "Амбал" (оператор — "Аншип"), но в ближайшее время они должны быть списаны. По данным "Infoline-Аналитики", основной объем перевозок в направлении Калининградской области обеспечивают ЛУКОЙЛ и "Татнефть" (бензин, дизтопливо, масла, мазут), а также "Русский уголь" (уголь). Обратно — порожние цистерны и некоторые виды сельхозпродукции (например, шрот). Всего грузопоток через переправу составляет до 1 млн тонн в год.
Решение о строительстве трех новых паромов было принято весной 2016 года. Появление новых судов должно обеспечить транспортную безопасность Калининградской области и снять зависимость региона от тарифной политики железных дорог Литвы и Белоруссии. Общая стоимость трех паромов оценивается в 11 млрд руб., начать строительство собираются в 2017 году (см. "Ъ" от 6 февраля). В ходе обсуждения проекта выяснилось, что паром может конкурировать с железными дорогами лишь при предоставлении субсидий.
На совещании у Дмитрия Козака 25 января (копия протокола есть у "Ъ") обсуждали возможность отмены субсидий на железнодорожные перевозки для Калининградской области после достройки паромов.
Изначально предполагалось, что заказ на строительство паромов будет отдан на местный "Янтарь" (входит в ОСК), но потом выяснилось, что он не сможет построить суда длиной 200 м. Гендиректор проектного бюро АО "Нордик Инжиниринг" (получило права на все морские проекты верфей Nordic Yards Holding GmbH, разрабатывало проект парома совместно с БФИ) Виталий Гвоздев говорит, что это будет первое судно на СПГ в классе паромов. Рассматривались варианты кооперации с заводами, входящими в состав ОСК, в частности "Янтарем", "Балтийским заводом — судостроением" (БЗС) и "Северной верфью". Полное строительство парома в Калининграде возможно, уверен господин Гвоздев. По его словам, также технологии блочного строительства и сборки на барже площадки успешно использует Выборгский судостроительный завод.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что остается открытым вопрос с выбором оператора проекта. Рассматривается возможность передачи этих функций как уже работающему на этом направлении БФИ, так и новой структуре с участием ОАО РЖД, подведомственных структур Росморречфлота, заинтересованных субъектов и финансовых институтов, говорит она.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что проект строительства паромов, скорее, "стратегический". Транспортной и энергетической безопасности Калининградской области в условиях ухудшения отношений со странами Европы уделяется все большее внимание, отмечает эксперт. Без господдержки окупаемость новых паромов не достигается, заключает господин Бурмистров.