В нетвердом агрегаторном состоянии
Новый законопроект повышает риски интернет-посредников
Правительство сегодня может рассмотреть законопроект о товарных онлайн-агрегаторах, самый известный среди которых — "Яндекс.Маркет". Версия документа, попавшая в Белый дом, не согласована с бизнесом и, по мнению участников рынка, создает повышенные риски. В частности, уточняют эксперты, поправки могут ударить по малому бизнесу, который потеряет возможность находить покупателей через посредников в лице агрегаторов.
Сегодня на заседании правительства планируется рассмотреть поправки к закону "О защите прав потребителей" о деятельности товарных агрегаторов, сообщил источник "Ъ" на рынке e-commerce. По его словам, текущую версию документа 6 марта одобрила комиссия по законопроектной деятельности правительства. Из материалов к ее заседанию (есть у "Ъ") следует, что проект также одобрили Минпромторг, Минэкономики, Минфин, Минкомсвязь, государственно-правовое управление президента и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
Проект разработан Роспотребнадзором. Он вводит понятие товарного агрегатора как информационного посредника, вступающего с потребителями в возмездные отношения, не заключающего сделки по купле-продаже, но позволяющего предварительно оплатить товар или услугу. Крупнейшие такие сайты в России: "Яндекс.Маркет" (21,2 млн пользователей 12-64 лет в январе, по данным Mediascope), Price.ru (1,8 млн), "Товары@Mail.Ru" (1,6 млн). Из международных игроков на российском рынке присутствует eBay.
Как рассказали "Ъ" несколько собеседников, знакомых с ходом заседания комиссии, на него законопроект попал в измененном виде по сравнению с тем, что обсуждался в 2016 году и был согласован летом с бизнес-сообществом и рабочей группой с участием Роспотребнадзора. В частности, из документа исчезли положения о том, что агрегатор несет ответственность только за предоставление заведомо недостоверной информации. Также разработчик убрал ограничение ответственности агрегатора, предлагавшееся на уровне суммы реального ущерба в пределах принятой предоплаты.
Это условие, по сути, ставит агрегатора в зависимость от добросовестности действий продавца, указывает глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. "Также покупатель фактически будет иметь возможность получить возмещение убытков дважды — с продавца и агрегатора. Взыскать их обратно с потребителя практически невозможно",— добавляет он.
Одновременно в документе появились новые детали, описывающие порядок и сроки исполнения агрегатором требований о возврате суммы предоплаты. На это предлагается выделить десять дней с даты требования. "Но за десять дней деньги не всегда могут быть перечислены банком на счет, кроме того, за такой короткий срок не всегда возможно проверить, действительно ли покупатель отказался от заказа",— поясняет господин Казарян.
Законопроект ставит знак равенства между продавцом и агрегатором в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, считает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. "Но, в отличие от продавца, агрегатор не продает товар и ни в какой момент времени не держит его в руках, то есть не может гарантировать достоверность информации, переданной продавцом",— поясняет она.
В "Яндекс.Маркете" вообще считают, что принятие законопроекта в текущей редакции может привести к закрытию товарных агрегаторов. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев менее пессимистичен, но отмечает, что поправки могут лишить малый бизнес возможности находить покупателей через посредников "за минимальные деньги". "Законопроект не учитывает природу товарных агрегаторов и вводит для них несоразмерную ответственность по сравнению с продавцом",— уверен он.
Однако есть и другая точка зрения. Директор Goods (маркетплейс "М.Видео") Соломон Кунин полагает, что поправки пойдут рынку на пользу. "Как посредник между клиентом и товаром мы берем на себя ответственность за качество товаров, сертификацию, возможный обмен и возврат",— отмечает господин Кунин. По его мнению, аналогичные требования для всего рынка, закрепленные законодательно, повысят прозрачность российского ритейла и защитят права потребителей.