Тарифы следуют без остановок
К росту доходов РЖД подключилась ФАС
Как выяснил "Ъ", ФАС готова дать ОАО РЖД целый ряд тарифных послаблений. Она согласилась компенсировать монополии недополученную выручку, которую учитывала при расчете тарифа. Также ОАО РЖД может получить на неопределенный срок целевую надбавку к тарифу для закупки и содержание локомотивов. При этом служба предлагает постепенно снижать предел тарифной надбавки с текущих 10% до 5% в 2018 году и до нуля с 2019 года. По оценкам экспертов, в целом идеи ФАС поддерживают ОАО РЖД, а не грузоотправителей, и приведут к росту тарифов на 10% в год.
ФАС представила в правительство проект постановления, отвечающий самым смелым тарифным ожиданиям ОАО РЖД. Как следует из документа (есть у "Ъ"), хотя на декабрьском совещании у премьера Дмитрия Медведева ОАО РЖД разрешили добавить еще 2% к тарифу на капремонты только в 2017 году с исключением надбавки из базы индексации уже в 2018 году, эту практику могут продлить. ФАС предложила внести в положение о железнодорожных тарифах поправку, предусматривающую возможность введения в 2018-м и последующих годах целевой надбавки для поддержания "технического состояния и обновления локомотивного комплекса".
В документе предусмотрено и возмещение недополученной необходимой валовой выручки (НВВ — база для расчета тарифа монополии), если фактический объем оказанных услуг ниже прогнозного. Об этом просил глава ОАО РЖД Олег Белозеров в письме главе ФАС Игорю Артемьеву, объясняя, что компания недополучила 56 млрд руб. НВВ (см. "Ъ" от 1 марта). После статьи об этом в "Ъ" господин Артемьев говорил, что ФАС предложения ОАО РЖД в трактовке журналистов не устраивают и компенсация невозможна, пока Федеральная грузовая компания (входит в ОАО РЖД) поднимает цены на предоставление вагонов (см. "Онлайн" от 1 марта). Комитет по тарифам совета потребителей ОАО РЖД 28 февраля ("Ъ" ознакомился с протоколом) отклонил предложения Олега Белозерова почти по всем пунктам как необоснованные.
В ФАС "Ъ" пояснили, что новый документ носит рабочий характер и в нем скорее "поставлены вопросы". Проект будет обсуждаться с Минтрансом, который еще не представил позицию, говорят в службе, отмечая, что НВВ скорректируют только если доход недополучен по объективным причинам и не было завышения вагонной составляющей. Также в ФАС подчеркивают идею сокращения надбавки в рамках тарифного коридора. Сейчас ОАО РЖД может варьировать тариф от плюс 10% до минус 50% по большинству грузов, документ снижает верхнюю границу до 5% в 2018 году и до нуля в 2019 году и далее. В службе добавляют, что ужесточаются нормы по закупкам: если ОАО РЖД осуществляет закупки не по конкурсу или не на электронных торгах, ФАС может применить метод сравнения аналогов и вычесть отклонение расходов от нормы.
ФАС считает основной целью выделение в НВВ ОАО РЖД локомотивной составляющей, чтобы постепенно переходить от закупки локомотивов к контрактам жизненного цикла. Это должно стимулировать оптимизацию затрат ОАО РЖД на локомотивы. Монополия и сама собирается сократить их на 72,1 млрд руб. к 2020 году (см. "Ъ" от 4 марта). Проект ФАС во многом учитывает предложения ОАО РЖД, говорят в монополии, но ряд положений еще нужно обсуждать. Закрепление конкретных пределов роста тарифов в постановлении правительства ограничивает право Белого дома по принятию отдельных решений, в том числе в формате поручений, считают в ОАО РЖД. Там также поддержали позицию ФАС по возмещению недополученной НВВ, но сочли, что служба учитывает только один фактор, обусловливающий корректировку тарифа, а на компанию влияют как изменения структуры перевозок из-за колебаний конъюнктуры и решений правительства по бюджетному и налоговому законодательству, так и отклонения фактической инфляции от прогноза.
Главу Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина удивляет, зачем нужна клиентоориентированная политика, если компенсировать субъекту регулирования недополученную выручку. "Клиент заинтересован перевезти больше, иначе в следующем году перевозка станет значительно дороже. Такой take-or-pay в действии",— говорит эксперт. Он отмечает, что документ содержит непроработанные инициативы, а "регулятор склоняется скорее в сторону монополии, чем в сторону грузовладельцев". К принятию постановления объективно не готовы ни ФАС, ни ОАО РЖД, ни участники рынка, считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он полагает, что опережающие инфляцию темпы роста тарифов, дополнительные надбавки, сохранение в 2017-2018 годах у ОАО РЖД полномочий по точечному увеличению тарифа и другие предложения приведут к тому, что темпы индексации тарифов в 2017-2019 годах могут превысить 10% в год.