Перевалило за сотню

Экслюзивные фотографии с Олдтаймер-Галереи

В Сокольниках открылась 26-я Олдтаймер-Галерея, центром экспозиции которой стала выставка «Первые моторы России». Представленные на ней автомобили объединяет один факт – они присутствовали или могли присутствовать на российских дорогах до 1917 года.

Фото: Иван Баранцев


Корни нашей давней любви к «Мерседесам» надо искать еще в дореволюционных временах. «Мерседесы» были в Собственном Его Величества гараже, продавались в крупнейших городах, а в Санкт-Петербурге даже выпускались по лицензии на заводе Лесснера с 1904 по 1909 год.


Фото: Иван Баранцев

Французские «Берлие» особенно любили в дореволюционной Москве, но не только за качество, а еще и потому, что торговым представителем марки был Георгий Жемличка – известный всему городу купец, человек с отменной репутацией, сложенной годами торговли велосипедами, мотоциклами и автомобилями.


Фото: Иван Баранцев

Французские «Делоне-Бельвили» легко узнаются по капотам цилиндрической формы, ставшим визитyой карточкой фирмы. Эти автомобили очень любил Николай II, а уж ему подражали и придворные, и все остальные. На выставке - модели 1912 и 1909 годов.


Фото: Иван Баранцев

Лимузин «Делоне-Бельвиль» выполнен по классическим канонам тех лет: закрытое отделение – для господ, а шофер сидит открытый всем ветрам. Кузов необычный, с овальными окнами, работы французской фирмы «Бельвалет». У производителей авто высшего класса тогда практиковалось раздельное производство.


Фото: Иван Баранцев

Американские автомобили «Лозьер» в свое время были дороже «Кадиллаков», но, несмотря на это, открыть свое представительство в Российской империи Lozier Motor Company поленилась, ограничившись рекламой в журналах «Автомобиль» и «Автомобилист». Заказывать «Лозиэр», как писали тогда название марки, надо было телеграммой в Нью-Йорк.


Фото: Иван Баранцев

Большинство автомобилей на выставке – или такие же, какие были у нас до революции, или те, что могли быть. Но это «Бебе Пежо» 1913 года как раз из Российской империи и его карбюратор еще помнит бензин 1 сорта нефтепромышленного товарищества «Братья Нобель».


Фото: Иван Баранцев

«Каждый проходивший по Невскому видел четырехместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперед, пропагандируя идею механического передвижения» – писал в 1903 году петербургский журнал «Автомобиль» о французских автомобилях De Dion-Bouton. Для Европы «Де Дион-Бутон» стал тем же, чем «Форд» для американцев: на рубеже XIX-XX веков марка была самой распространенной, а по ее лицензиям десятки фирм выпускали двигатели и автомобили.


Фото: Иван Баранцев

На выставке сразу четыре «Форда» модели Т – той самой, что посадила на колеса всю Америку. В России не получилось: в 1916 году он стоил в Америке 375 долларов, что равнялось 750 рублям, но в нашей стране «Форд» продавался минимум за две с половиной тысячи – всю дешевизну убивала транспортировка.


Фото: Иван Баранцев

Легкий двухместный «спидстер» на базе Ford Model T пару раз мелькал на фото в дореволюционной прессе, так что имеет полное право находиться в экспозиции. Но официальный представитель марки Маркус Фриде такую модель не предлагал и не рекламировал.


Фото: Иван Баранцев

«Лорен-Дитрих» уже давно не существует, но все мы о ней знаем из романа «Золотой теленок»: именно бляшку с «лорендитрихской фабричной маркой» приколотил к радиатору своего безродного авто Адам Казимирович Козлевич. Видимо, он давно мечтал о такой машине, как этот фаэтон «Лорен-Дитрих» 1912 года выпуска, кстати, тоже зеленый, как и «Антилопа-Гну».


Фото: Иван Баранцев

Трехколесный «Феномобили» – необычная попытка создать простой и доступный автомобиль, сэкономив на одном колесе, рулевом управлении и водяном охлаждении. Двухцилиндровый «воздушник» трещал прямо перед водителем, поворачивавшим вправо-влево рычагом с рукояткой и тремя рычажками.


Фото: Иван Баранцев

Stoewer Der grosse Motorwagen или в переводе «большой моторный экипаж» – один из немногих автомобилей XIX века, присутствовавших на выставке. Неизвестно, был ли хоть один «Дер гроссе Моторваген» в дореволюционной России, но более поздние модели получили широкое распространение, во многом благодаря большом числу торговых представителей.


Фото: Иван Баранцев

Американский «Мец» – один из первых в мире «кит-каров»: продавался в виде комплектов деталей, которые будущий автовладелец один за другим заказывал по почте и постепенно собирал. В России марка появилась в 1913 году, но автомобили продавались целиком и сразу, а не частями по почте.


Фото: Иван Баранцев

Еще один экспонат из «той России» – немецкий малолитражный «Вандерер» 1913 года выпуска с расположением водителя и пассажира друг за другом. По легенде останки автомобиля нашлись в Киеве, возможно, «Вандерер» попал туда еще до до революции. Каркас кузова воссоздан на уцелевшем шасси с мотором.


Фото: Иван Баранцев

Почти сразу же после начала Первой мировой войны стало понятно, что автомобилей для Русской императорской армии не хватает, поэтому их пришлось закупать у союзников. Американские грузовики «Уайт» начали поставляться к нам уже в конце 1914 года и стали самыми распространенными в войсках. Такой вот ленд-лиз задолго до Великой Отечественной.


Иван Баранцев

Вся лента