«Поможет глубокая вспашка»

Экспертиза

О том, каким образом можно очистить земли от радиационной заразы, "Огоньку" рассказала эксперт Росприроднадзора, сотрудник кафедры радиоэкологии факультета почвоведения МГУ имени Ломоносова Татьяна Парамонова

— Можно говорить о том, что спустя три десятка лет после чернобыльской катастрофы радиоактивное загрязнение почв значительно снизилось? Ведь 30 лет — это примерный период полураспада основных загрязняющих веществ.

— За прошедшие годы содержание цезия в продуктах Брянской области действительно снизилось в 20-30 раз. Про почву однозначно такого сказать нельзя. 30 лет — срок, примерно равный периоду полураспада цезия-137, основного компонента чернобыльского загрязнения, долгоживущего радионуклида техногенного происхождения. Именно он массово попал в наземные и водные экосистемы европейской части России после чернобыльской аварии. В силу того что цезий хорошо закрепляется в глинистых минералах, он слабо переходит в растения. Посчитано, что в растениях он в 100-10 000 раз менее активен, чем в почвах. Иначе дела обстоят на песчаных почвах и на торфяниках, которые распространены на Брянщине. Там радионуклиды гораздо подвижнее и лучше переходят в растительную биомассу.

— Какие растения активнее всего поглощают и накапливают радиацию?

— Способность поглощать радионуклиды у растений различается очень сильно. Безусловными накопителями цезия-137 являются грибы, а среди них самые активные — маслята, моховики и свинушки. Среди ягод на первом месте черника и брусника. Из растений, которые идут в пищу, больше всего цезий накапливается в многолетних бобовых, в кукурузе, в зернах овса и ячменя, в озимой ржи. Практически не поглощает цезий картофель, а вот кормовые травы делают это активно. В итоге цезий концентрируется в молоке и мясе домашних животных.

— О каких районах речь идет прежде всего? Где молоко и мясо сегодня наиболее загрязнены?

— Несмотря на то что радиоактивное облако накрыло четыре области: Брянскую, Калужскую, Орловскую и Тульскую, в той же Орловской области вообще не отмечалось превышения нормативов содержания цезия-137 в продукции сельского хозяйства. В Тульской и Калужской областях случаи превышения отмечались только до 1987-1988 годов, а на территории Брянской области загрязнение цезием-137 зерна и картофеля к 1990-му снизилось в 20-30 раз, а сена — в 5-6 раз. Надо сказать, что во многом это произошло не только вследствие вышеописанных особенностей геохимического поведения радиоцезия, но и благодаря обширным контрмерам, принятым на землях пострадавших сельскохозяйственных угодий.

Существовал ли в мире опыт возвращения радиоактивно зараженных земель в оборот до катастрофы на ЧАЭС?

— Практически нет. В настоящее время можно утверждать, что эффективная система защитных мероприятий, направленных против радиоактивного загрязнения, во многом сложилась именно у нас. То есть отечественные специалисты, которые работали после чернобыльской катастрофы, как раз сыграли ведущую роль в исследовании этого вопроса.

— Какие технологии возрождения сельхозземель наиболее эффективны?

— Все зависит от характера и масштаба загрязнения. К первоочередным мерам относится радиоэкологическое обследование почв (после аварии на ЧАЭС провели масштабную дистанционную гамма-съемку территории России, которая показала наиболее пострадавшие районы). В зависимости от результата, земли либо выводят из оборота, либо корректируют структуру посевов и контролируют качество растительной продукции. Очень действенный метод — более глубокая вспашка, которая выводит часть радионуклидов за пределы традиционного пахотного слоя. А также агрохимические приемы: внесение большого количества калийных и других минеральных и органических удобрений. Известкование тоже работает, но только на кислых почвах.

— Значит, внесение калийных удобрений действительно снижает уровень заражения?

— Повышенные дозы калийных удобрений, теоретически, способны снизить интенсивность поглощения цезия-137 корнями растений в 2-20 раз. Но фактически вряд ли можно считать этот прием ведущим в реабилитации радиоактивно загрязненных земель.

— Интересно, а как действовали японцы после аварии на атомной станции "Фукусима"?

— В Японии поступили совсем просто: на значительной части загрязненных пахотных земель, рисовых полей и лугов просто срезали верхний, наиболее загрязненный слой почвы. Правда, потом возникла проблема, где же разместить эту большую по объему почву, превратившуюся в радиоактивные отходы. Она долго хранилась в тюках на открытых площадках, в дальнейшем планируется поместить их в основание бетонной дамбы, захоронив там окончательно.

— Какие самые тяжелые последствия для экологии вы можете назвать в связи с аварией на ЧАЭС?

— Знаете, я бы сказала, что самыми тяжелыми стали социально-психологические последствия. Для общества чернобыльская авария приобрела значение катастрофы, отголоски которой не утихают до сих пор. Приведу пример. В прошлом году мы с коллегами возвращались с конференции, посвященной 30-летней годовщине чернобыльской аварии, и продолжали беседовать о том, что переход цезия-137 в продукцию сельского хозяйства невелик по масштабам и выращенные сейчас на умеренно загрязненных землях картофель и зерновые культуры вполне безопасны для потребления человеком. К нашему разговору прислушивался мужчина средних лет, который в какой-то момент затрясся и воскликнул: "Вот вы так говорите, а у меня сестра жила в Гомельской области, умерла молодой через два года после Чернобыля от рака". Что тут ответишь? Сошлюсь на официальные данные: по статистике, среди первых ликвидаторов чернобыльской аварии (тех, кто работал сразу после аварии) была повышена заболеваемость лейкозами и болезнями кровеносной системы. До настоящего времени у ликвидаторов и жителей наиболее загрязненных цезием-137 областей России отмечаются тенденции к более частой заболеваемости раком щитовидной железы и другими видами рака, однако радиационная обусловленность этих заболеваний подтверждается не всегда.

Беседовала Мария Сотскова

Вся лента