Детей вытаскивают из сетей
В УК хотят прописать ответственность за доведение до суицида несовершеннолетних
Госдума РФ подключилась к решению проблемы существующих в соцсетях «групп смерти», склоняющих подростков к суициду, о которой первым среди российских чиновников заговорил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В УК РФ могут включить «новые виды преступлений» — склонение к совершению самоубийства и содействие в его совершении. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Инициативу уже поддержал президент РФ Владимир Путин.
Дополнить УК РФ «новыми видами преступлений» предложила депутат Госдумы Ирина Яровая. Законопроект вводит в российское законодательство уголовную ответственность за «склонение к самоубийству и содействие самоубийству», а также ужесточает ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних и беременных женщин.
Госпожа Яровая пояснила, что под содействием совершению самоубийства понимается ситуация, когда некие «люди организовывают место совершения самоубийства, сопровождают несовершеннолетних, предлагают видео- и аудиозапись и распространение этой информации». Согласно проекту закона, такие действия предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Ирина Яровая предупредила, что «по совокупности преступлений уровень ответственности может быть до 12 лет лишения свободы».
Заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин сообщил, что законопроект госпожи Яровой предполагает создание механизма информирования МВД Роскомнадзором об обнаружении «групп смерти». «Роскомнадзор еще до блокировки будет направлять информацию в МВД, чтобы могли начинаться оперативно-разыскные мероприятия», — пояснила Ирина Яровая.
Инициативу депутата уже одобрили Верховный суд и правительство. В четверг на заседании коллегии МВД инициативу поддержал президент РФ Владимир Путин.
Законопроект госпожи Яровой появился на волне сообщений о том, что подростки якобы массово вступают в так называемые «группы смерти» в соцсетях с целью совершения самоубийства. Напомним, первым среди чиновников эту проблему поднял губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В понедельник он собирал экстренное заседание регионального совбеза в связи с печальным событием, случившимся накануне — самоубийством девятиклассницы в районном центре Карсунь. По неофициальной информации, погибшая девушка была участницей запрещенной в России онлайн-игры «Синий кит» в соцсети «Вконтакте».
На заседание совбеза, которое проходило в закрытом режиме, глава региона подчеркнул, что Ульяновская область «за учебный год уже потеряла четыре ребенка», покончивших с собой, и «необходимо усилить борьбу с этим явлением». Он поставил задачу создать в регионе кибердружины, которые помогли бы в выявлении этих «групп смерти», а также подготовить законодательную инициативу по корректировке федерального и регионального законодательства, расширяющего возможности такой борьбы.
По словам руководителя правового управления администрации губернатора Алексей Преображенского, «в ближайшие дни будет издано распоряжение губернатора «о первоочередных мерах и конкретным планом мероприятий в этой сфере», кроме того готовится законодательная инициатива, правда, подробности ее пока неизвестны. Пока собираются предложения как минобразования, так и правоохранительных органов.
Первый зампред облправительства Екатерина Уба говорит, что «будет сформирован единый план действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних». Он предполагает подключить к решению проблемы родительскую общественность, правоохранительные органы, молодежные организации, IT-специалистов, педагогических и медицинских работников.
Политолога Льва Павлючкова не удивляет тот факт, что первым, кто поднял проблему существования в соцсетях «групп смерти», был Сергей Морозов. «Если взять длительный промежуток времени, то можно заметить, что значительное число инициатив, которые выдвигает ульяновский губернатор, впоследствии становятся неким федеральным трендом или даже основой для изменения федерального законодательства. Стиль работы Сергея Морозова многие критикуют, потому что он крайне энергоемкий, многим кажется, что он слишком „быстрый“, слишком легкий, поверхностный где-то. Но это связано с тем, что губернатор — очень неравнодушный человек, он буквально физически чувствует ситуацию в регионе, очень много общается с людьми, очень много перемещается по области. Сергея Морозова можно назвать трендсеттером — создателем тенденций», — рассуждает господин Павлючков. Он также напоминает, что, например, идея «сбережения нации», озвученная Сергеем Морозовым еще в 2006 году, впоследствии стала основой демографической политики в современной России. В пример он также приводит инициативу ульяновского губернатора о запрете коллекторских агентств, которая также уже принята на федеральном уровне.