«Трансаэро» не вернула себе право на полеты

Верховный суд не дал компании шанс оспорить решение Росавиации

Прекратившая полеты в сентябре 2015 года авиакомпания «Трансаэро», занимавшая до этого второе место в РФ по пассажиропотоку, лишилась по сути последней возможности восстановить свой сертификат эксплуатанта — основной документ, дающий право на авиаперевозки. Верховный суд отказался пересмотреть дело об отзыве сертификата, не найдя «подтверждений существенному нарушению норм права». «Трансаэро» еще может подать жалобу на имя заместителя главы ВС, но с учетом статистики шансы на благоприятный для компании исход исчезающе малы.

Фото: Лорис Юлия, Коммерсантъ

Верховный суд РФ оставил в силе решения нижестоящих инстанций, которые признали законным приказ Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», находящейся в процедуре банкротства, следует из опубликованного определения суда. ВС отклонил кассационную жалобу «Трансаэро», которая просила направить дело на пересмотр в судебную коллегию по экономическим спорам. Решение объясняется тем, что доводы заявителя уже «получили надлежащую правовую оценку судов» и не подтверждают «существенного нарушения норм материального и процессуального права». В определении ВС также отмечается, что переоценка доказательств и установленных обстоятельств спора не входит в полномочия кассационной инстанции Судебной коллегии ВС.

Росавиация аннулировала сертификат второй по величине авиакомпании «Трансаэро» (перевезла 13,2 млн пассажиров в 2014 году) в конце октября 2015 года по итогам внеплановой проверки ее финансово-экономического состояния. Поводом для проверки называлось ухудшение безопасности полетов, финансовых показателей и возбуждение дела о банкротстве. Комиссия Росавиации тогда сочла, что «Трансаэро» больше не может самостоятельно обслуживать и погашать задолженность, которая в июне с учетом лизинговых платежей оценивалась более чем в 260 млрд руб. По мнению комиссии, «Трансаэро» также не соблюдала общие сертификационные требования и нарушила права потребителей. В середине декабря 2015 года арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по заявлению Сбербанка ввел в «Трансаэро» внешнее наблюдение.

Отзыв сертификата лишил «Трансаэро» последних шансов спасти бизнес. Международные маршруты перевозчика, считающиеся более прибыльными, чем внутренние, были перераспределены Росавиацией между другими авиакомпаниями, причем 56 маршрутов получила группа «Аэрофлот». «Трансаэро» пыталась оспорить решение Росавиации об аннулировании сертификата, но в апреле 2016 года арбитражный суд Москвы отклонил заявление компании. Затем это решение подтвердила апелляционная инстанция, а в ноябре решение оставил в силе и арбитражный суд Московского округа.

Из решения ВС следует, что суд счел доказанными все три довода Росавиации для аннулирования сертификата: несоблюдение перевозчиком общих сертификационных правил, нарушение прав потребителей (отмена более 300 рейсов) и ухудшение финансово-экономических показателей. В суде представитель авиакомпании заявил, что нарушение сертификационных правил заключалось в отсутствии аттестации у гендиректора «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина, занимавшего эту должность с 7 сентября по 23 октября 2015 года (господин Сапрыкин был главой «Трансаэро» в период, когда «Аэрофлот» пытался провести санацию проблемной авиакомпании, сейчас менеджер возглавляет дочернюю авиакомпанию «Аэрофлота» — «Россию»). «Трансаэро» также заявляла в суде, что Росавиация не доказала конкретных нарушений прав потребителей, так как отмена более 300 рейсов в течение двух месяцев для компании, совершавшей более 100 рейсов в день, не была критичной. А ухудшение финансового состояния, по мнению заявителя, было связано с системным кризисом в отрасли и в экономике в целом.

Определение об отказе в передаче дела в коллегию по экономическим спорам (КЭС) фактически означает невозможность пересмотра решений судов нижестоящих инстанций. У «Трансаэро» еще есть процессуальная возможность обжаловать это решение, направив жалобу на имя заместителя председателя ВС. Он вправе не согласиться с отказным определением и самостоятельно передать жалобу в КЭС, однако, учитывая статистику рассмотренных ВС дел, шансы на благоприятный для «Трансаэро» исход крайне малы.

Елизавета Кузнецова, Андрей Райский


Какие проблемы существуют у российского авиационного рынка

От 2016 года в российской авиации ждали многого: передела на рынке, потерявшем одного из ключевых игроков в лице «Трансаэро», изменения регулирования после лишения полномочий МАК. Были большие надежды и большие опасения, например — резкого усиления «Аэрофлота». Но реальность оказалась куда прозаичнее. Весь год авиаторы со вкусом, но без скандалов пировали на останках пассажиропотока «Трансаэро», а чиновники явно боялись подступиться к хитрой машине сертификации. В итоге отрасль сделала, по сути, круг на месте, а главный результат — понимание, что отнюдь не «Трансаэро», как считали многие, была причиной многих проблем, в том числе демпинга. Читайте подробнее

Вся лента