Детский ад
Россия заплатит за жестокость воспитателей по решению ЕСПЧ
Петербуржец спустя 12 лет отсудил €36 тыс. за издевательства в детском саду. В 2005 году родители четырехлетнего ребенка обнаружили, что воспитатели детского сада №42 в Санкт-Петербурге издевались над мальчиком из-за того, что тот не хотел спать в тихий час.
Прокуратура Петербурга возбудила уголовное дело в 2009 году, но оно было закрыто за отсутствием состава преступления. После этого родители обратились в Европейский суд по правам человека.
12 лет назад родители мальчика Саши, которому тогда было четыре года, заметили, что ребенок стал нервным, начал бояться темноты, а также не хотел ходить в детский сад. В результате врачи диагностировали повышенное возбуждение нервной системы. Мальчика перевели в другой детский сад. После этого он рассказал родителям об издевательствах со стороны бывших воспитателей — когда ребенок не хотел спать, женщины клали его на раскладушку в туалете, выключали свет, пугали крысами, а также били кулаком в спину. Впоследствии воспитательницы и директор детсада были уволены.
В 2006 году мать ребенка обратилась в прокуратуру Кировского района Санкт-Петербурга. Однако лишь спустя три года в ведомстве возбудили уголовное дело по статье «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». К тому времени свидетели уже не могли описать все обстоятельства дела, и оно было закрыто за отсутствием состава преступления.
В 2013 году родители подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Там постановили, что расследование дела в России было неэффективным, в связи с чем власти страны должны компенсировать пострадавшим нанесенный ущерб.
«Коммерсантъ FM» удалось связаться с руководителем отдела международно-правовой защиты «Комитета по предотвращению пыток» Ольгой Садовской, которая представляла интересы семьи из Петербурга в ЕСПЧ. По ее словам, российские правоохранительные органы затягивали с расследованием дела намеренно. Этому способствовали связи директора детского сада с местной властью.
«В этом случае уголовное дело грозило не только воспитателям, но и директору детского сада. Насколько мне известно, она имеет связи наверху. То есть сложилась такая схема покрывательства преступления: директор покрывала воспитателей, которые били ребенка, местное отдел по образованию — заведующую, вместе они договорились со следственными органами, и в результате ничего не произошло. С другой стороны, могло быть нежелание следственных органов вести расследование, потому что это очень сложно. Непросто допрашивать четырехлетнего ребенка относительно применяемого к нему насилия. Спустя три года очень сложно собрать доказательства, определить степень вины конкретных лиц. На этом фоне дело затухло совсем. Сейчас его вообще потеряли, — рассказала Садовская. — Мы будем добиваться каких-то подвижек в этом деле на национальном уровне. Но реальность такова, что прошло десять лет. Все сроки привлечения к ответственности либо истекли, либо скоро истекут. Если смотреть на дело реально, то уже ничего не сделаешь. Сейчас мальчику 14 лет, он пережил этот стресс и его организм с ним справиться не смог. Ребенок до сих пор травмирован, боится находиться один, даже в собственной квартире».
При этом, как сообщает онлайн-газета «Фонтанка.Ру», воспитатели, за жестокость которых ЕСПЧ взыскал с России €36 тыс., продолжают работать в других детсадах Санкт-Петербурга.