Депутаты придумали себе новые фильтры
Законопроектам ставят комитетский заслон
Госдума одобрила поправки к своему регламенту, согласно которым профильные комитеты теперь могут возвращать авторам законопроекты, которые предусматривают бюджетные расходы, не согласованные с правительством. Депутатам рекомендовано заручаться предварительной поддержкой своей фракции до того, как вносить законопроект. Региональным парламентам рекомендуется согласовывать законопроекты с Советом законодателей.
Госдума одобрила очередные поправки к регламенту, которые с декабря 2016 года разрабатывала рабочая группа, стараясь усилить качество вносимых в палату законопроектов. К собственно «качеству» имеют отношение две поправки, следовало из выступления главы комитета по регламенту Ольги Савастьяновой. Это регулярные отчеты о работе профильных комитетов, которые главы комитетов должны будут предъявлять Совету палаты. А также измененная процедура внесения поправок в Гражданский кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП): каждое изменение или дополнение в них теперь будет вноситься отдельным законопроектом.
Другие внесенные в регламент поправки направлены на то, чтобы в думском архиве не скапливались нерассмотренные законопроекты, как это происходило до сих пор. В связи с этим профильные комитеты Госдумы получили право возвращать авторам («субъекту права законодательной инициативы») законопроекты, которые «не соответствуют требованиям статьи 104 Конституции». А если комитет «не определил свою позицию», то спорный законопроект обсудит Совет Госдумы, который установит его несоответствие Конституции и вернет авторам.
Эта норма вызвала резкую критику со стороны лидера ЛДПР Владимира Жириновского: «Если бы это предложение внесла оппозиционная фракция, то профильный комитет сказал бы: полное противоречие с Конституцией». Право законодательной инициативы «принадлежит только депутатам», напомнил он. «А кто такой комитет? Его избирал когда-нибудь народ?» — возмущался лидер ЛДПР. Ольга Савастьянова ответила, что речь о ст. 104 Конституции, ч. 3 которой предписывает: «Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства». Иными словами, профильные комитеты получают право возвращать авторам законопроекты, которые предусматривают дополнительные бюджетные расходы, не согласованные с правительством.
В итоге поправки к регламенту были одобрены единогласно. Депутатов больше интересовали «рекомендации», подготовленные рабочей группой для федеральных и региональных законодателей. В частности, фракциям Госдумы рекомендовано «предварительно рассматривать законодательные инициативы, подготавливаемые депутатами соответствующих фракций». А заксобраниям рекомендовано «включить в свои регламенты норму о предварительном направлении» в Совет законодателей всех законопроектов, «подготовленных к внесению в Госдуму». Совет законодателей — совещательный орган, созданный при Федеральном собрании, куда входят спикеры всех региональных заксобраний.
«Я полагал, что депутат является основным субъектом законодательной инициативы. Почему его предложения должны проходить через какой-либо фильтр?» — заявил депутат от КПРФ Владимир Бортко. «Фильтров не существует»,— заверил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Но если депутат хочет, чтобы за его инициативу проголосовала его же фракция, то он обсуждает эту инициативу с фракцией. Но он вправе вносить эту инициативу (самостоятельно.— “Ъ”)»,— пояснил спикер. «Если регион свою инициативу продвигает и хочет поддержки Совета законодателей, он обращается в совет. Но в любом случае он свою инициативу может вносить, даже если совет ему скажет, что эту инициативу поддерживать не будет»,— подытожил господин Володин.