"Мы выгодно отличаемся от детских учреждений"

Директор самой северной детской деревни в мире ИГОРЬ ПОСАЦКИЙ — о том, как растить сирот за Полярным кругом, в Кандалакше.

Фото: Предоставлено «Детские деревни – SOS

Сегодня у нас проживают 32 ребенка в шести классических SOS-семьях и 29 детей в шести приемных семьях. А начинали мы с двух опытных, подготовленных и состоявшихся приемных семей, которые долго обсуждали переезд в деревню со своими детьми. Уже потом появились семьи, которые сформировались на территории деревни. Мы относимся к этому внимательно: в случае с каждой семьей мы тщательно протестировали их готовность воспитывать не менее шести детей, в числе которых могут быть и свои, кровные.

Многие из детей, с которыми мы когда-либо работали, уже достигли совершеннолетия. В связи с этим у нас действует программа полунезависимого проживания, после 18 лет все ребята вступают в эту программу. Они пишут заявление, на них оформляется документация. И в рамках этой программы мы сопровождаем каждого воспитанника до 23 лет. У каждого такого выпускника есть наставник, роль которого может исполнять, например, SOS-мама. Наставники делают очень важную работу, сопровождая наших воспитанников в самостоятельной жизни. Например, получая собственное жилье, юноши и девушки должны понимать, что за жильем необходимо ухаживать, оплачивать коммунальные услуги, знакомиться и поддерживать отношения с соседями, обставлять квартиру и делать ремонт, соблюдать режим тишины и так далее. Скажем, первым делом под руководством наставника ребята, у которых есть средства на обустройство квартиры, составляют перечень необходимых для покупки вещей и смету на оплату коммунальных услуг.

В этом плане мы выгодно отличаемся от детских домов, потому что у нас эта работа начинается еще в деревне, задолго до совершеннолетия. Каждый месяц самый взрослый ребенок из каждой семьи приносит в наш офис данные об использовании холодной воды и сдает их инженеру. И потом, если расход воды превысил ожидания, они с мамой обсуждают вопрос "куда мы дели воду и почему истратили больше". С этого начинается понимание того, что за все нужно платить, а деньги нужно беречь. Для нас это имеет особую важность, потому что наша деревня — самая северная детская деревня в мире. Мы единственные, кто находится за Полярным кругом. Так что мы стараемся экономить тепло. Ведь у нас нет центральной отопительной системы: отопление и нагрев воды автономные в каждом доме. В том числе поэтому я возлагаю на старшего в доме контроль за этой экономией.

Также очень важно, что у нас нет ни прачечных, ни медкабинетов, ни столовых: дети сами готовят, сами умеют ухаживать за одеждой, у них развиты навыки гигиены, они сами при необходимости идут в больницу. Старшие дети знают, что нужно сдавать анализы, когда уезжаешь в лагерь, что нужно посетить терапевта, чтобы получить ту или иную справку и так далее. Паспорта воспитанники тоже получают сами: идут в паспортный стол, платят пошлину, заполняют документы. У них появляются и навыки поездок: благодаря тому что расстояние от детской деревни до дома молодежи составляет 250 км, этот переезд становится для них важным экзаменом.

В общем, благодаря тому, что дети живут в большой, полноценной многодетной семье, вопросы социализации у нас куда более проработаны, чем в детском доме. Тут все делается в семье, начиная со стирки белья. Но, разумеется, с сопровождением и с обучением взрослого.

Мы ведь только называемся "деревней", а по факту находимся в самом центре города Кандалакши. Летом у нас деревня превращается в настоящий парк: все катаются на велосипедах, играют в песочнице, общаются друг с другом. Мы открыты для всех — в летний период детская деревня становится зоной отдыха для всех людей города Кандалакши. Наши дети ходят в четыре разные школы. Посещают спортивные кружки, музыкальные и художественные школы. Так что проблем с социализацией детей у нас нет.

Беседовала София Шайдуллина

Вся лента