Alitalia оказалась на грани банкротства
Etihad Airways не удалось вернуть итальянского перевозчика к прибыли
Ведущая итальянская авиакомпания Alitalia вновь оказалась на грани банкротства. Три года, в течение которых Etihad Airways, купившая ее контрольный пакет, с помощью финансовых вливаний и программы реструктуризации пыталась улучшить показатели итальянской компании, не дали никаких результатов. Теперь Alitalia надеется на новый бизнес-план, который будет рассмотрен на ближайшей неделе и который включает сокращение издержек и перестановки в руководстве.
Итальянский авиаперевозчик Alitalia, которая с 1999 года не приносила прибыли, вновь оказался близок к банкротству. По данным газеты The Wall Street Journal, всего несколько недель отделяют Alitalia от того момента, когда ей придется посадить свои самолеты и искать новые источники финансирования. В ближайшую неделю совет директоров авиакомпании намерен одобрить новый бизнес-план, который был представлен в минувший четверг. Он предусматривает сокращение издержек на €1 млрд к 2019 году, перестановки в руководстве и масштабные сокращения сотрудников. Компания считает, что этот план вернет ее к прибыльности через три года.
За многие годы финансовых проблем, обусловленных в том числе неэффективным управлением, Alitalia уже не раз оказывалась у опасной грани. На ее поддержку, по оценкам Исследовательского института имени Бруно Леони, уже ушло более €10 млрд средств итальянских налогоплательщиков. В 2008 году компания была признана финансово несостоятельной, но государство пошло ей навстречу и списало долги. Однако к 2013 году долги вновь накопились и почти достигли €1 млрд. К счастью, тогда объявилась эмиратская авиакомпания Etihad Airways, которая купила 49% Alitalia и вложила в нее потом около €600 млн.
Ожидалось, что эта сделка станет новым и успешным этапом жизни Alitalia. Etihad Airways развернула бурную деятельность, занявшись повышением качества услуг, предоставляемых Alitalia, увеличением числа популярных международных рейсов и сокращением неприбыльных внутренних рейсов, обновлением авиапарка. В надежде, что улучшение качества услуг поможет привлечь пассажиров в Alitalia, Etihad Airways обеспечила переподготовку сотрудников итальянской авиакомпании, научив их всему — от основ правильного макияжа до иностранных языков. Но это не помогло на фоне жесткой конкуренции со стороны лоукостеров. По данным Управления гражданской авиации Италии, в 2016 году Alitalia перевезла 23 млн пассажиров, а это на 270 тыс. человек меньше, чем в 2014 году. А лоукостер Ryanair, который в 2014 году сменил Alitalia на месте лидера на рынке пассажирских авиаперевозок Италии, за тот же период увеличил число перевезенных пассажиров на 25%, до 32,6 млн. По данным Института имени Бруно Леони, процент загрузки самолетов Alitalia в 2016 году составлял всего 76%, а у Ryanair — 95%.
Издержки авиакомпании остаются высокими, несмотря на то что в рамках реструктуризации при поддержке Etihad Airways были сокращены 2 тыс. сотрудников. Компания вынуждена платить за лизинг самолетов и топливо больше других авиаперевозчиков, компенсируя продавцам возможные негативные последствия своего нестабильного финансового положения. По оценкам Института имени Бруно Леони, сейчас Alitalia ежедневно теряет около €1,5 млн. Но теперь государство категорически отказывается финансировать авиакомпанию, а профсоюзы, которые в прошлом месяце провели забастовку, протестуя против предстоящих новых сокращений, утверждают, что Alitalia для преодоления проблем необходимы €2 млрд дополнительных инвестиций. Остается надежда на инвесторов и новый бизнес-план. Etihad заявила WSJ, что процесс реструктуризации итальянской авиакомпании не завершен и решение долгосрочных проблем пока еще в процессе.