"Газпром" отложил сжижение в долгий ящик
Компания займется СПГ в следующем десятилетии
"Газпром" вновь отложил ввод новых проектов по сжижению газа на Сахалине и Балтике. По новым планам они заработают в лучшем случае в середине 2020-х годов. Такой выбор приоритетов в пользу газопроводных проектов приведет к тому, что "Газпром" уступит НОВАТЭКу лидерство в российском СПГ. Тем не менее отсрочка увеличивает шансы на то, что СПГ-проекты "Газпрома" все же будут осуществлены, и одновременно позволит не раздувать и так напряженную инвестпрограмму монополии.
"Газпром" сдвинул срок ввода завода СПГ на Балтике как минимум на год — до 2022-2023 годов, а ввод третьей линии СПГ-завода на Сахалине отложен на два года — до 2023-2024 годов, следует из меморандума евробондов компании (есть у "Ъ"). По сравнению с первоначальными заявлениями "Газпрома" ввод обоих проектов отложен уже по меньшей мере на пять лет. При этом монополия в случае "Балтийского СПГ" допускает дальнейшую отсрочку, размер которой будет понятен после завершения подготовки проектной документации.
Таким образом, можно констатировать, что СПГ-проекты по-прежнему остаются для "Газпрома" лишь дополнительной опцией к основной деятельности, которую менеджмент компании видит в трубопроводной поставке газа. В ходе конкуренции между инвестиционными проектами внутри компании "труба" полностью выигрывает у СПГ: сейчас "Газпром" реализует газопроводы Nord Stream 2, "Турецкий поток" и "Силу Сибири" и даже рассматривает возможность трубопроводной поставки газа в Китай с Дальнего Востока (последний вариант напрямую конкурирует с расширением СПГ-завода на Сахалине). Уже очевидно, что к 2020 году, после завершения "Ямал СПГ", НОВАТЭК обойдет "Газпром" по объемам производства СПГ, и, возможно, монополия не сможет нагнать конкурента, который к 2025 году собирается ввести еще один завод в Арктике.
С другой стороны, новые сроки реализации СПГ-проектов "Газпрома" объективно выглядят более реалистичными. Рынок СПГ находится под давлением ожиданий, связанных с реализацией новых проектов в США. Однако к середине 2020-х годов должна появиться незаконтрактованная ниша из-за того, что часть долгосрочных контрактов истечет, а некоторые нынешние экспортеры СПГ (например, Индонезия и Малайзия) из-за сокращения добычи будут вынуждены стать импортерами. Это может вдохнуть жизнь в "Балтийский СПГ", поскольку прямо сейчас газу этого проекта пришлось бы конкурировать либо с эффективными проектами в США в Атлантическом бассейне, либо с еще более дешевым СПГ из Катара на Ближнем Востоке. Поставки в Северо-Западную Европу (к чему располагает короткое транспортное плечо) лишены смысла, так как туда "Газпром" может поставить и трубопроводный газ.
Отсрочка решает и основную проблему расширения завода СПГ на Сахалине, которому не хватает ресурсной базы. К 2024 году возможно увеличить добычу на Южно-Киринском месторождении (старт пока назначен на 2021 год) до уровня 5-6 млрд кубометров, чего было бы достаточно для третьей очереди завода СПГ.
Наконец, отсрочка позволит "Газпрому" в ближайшие четыре года не слишком раздувать инвестпрограмму и не увеличивать долги, которые сейчас находятся под давлением из-за необходимости строить три крупных газопровода и Амурский ГПЗ (он технологически связан с "Силой Сибири" и необходим для выполнения контракта на поставку газа в Китай).
По оценке Дмитрия Маринченко из Fitch, если "Газпром" будет строить Nord Stream 2 и "Турецкий поток" в заявленные сроки и с привлечением проектного финансирования (как и рассчитывает компания), то ему придется увеличить долг примерно на 100 млрд руб. на конец 2018 года по сравнению с текущим уровнем (около 3 трлн руб. на сентябрь 2016 года). Если же "Газпрому" придется самостоятельно финансировать оба проекта, то рост долга составит 500 млрд руб. Однако все эти проекты должны быть в основном завершены к 2021 году.