Бортпроводников с ВИЧ пригласили в самолет
Отменен запрет Минтранса на летную работу для носителей вируса
Верховный суд РФ отменил норму Минтранса, запрещавшую ВИЧ-инфицированным работать бортпроводниками. Иск подал бортпроводник, проработавший десять лет в компании "Аэрофлот" и уволенный после постановки диагноза. Ранее ВС разрешил летать пилотам с ВИЧ. Эксперты напоминают: носители вируса, получающие надлежащую терапию, неопасны для окружающих.
Верховный суд (ВС) РФ вчера признал недействительным запрет работать бортпроводниками ВИЧ-инфицированным и гражданам со СПИДом. Запрет содержался в пункте 42.1 приложения 3 к приказу Минтранса РФ об утверждении федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации". "У Минтранса есть месяц на апелляцию",— сообщил "Ъ" представитель истца, адвокат адвокатской группы "Онегин" Дмитрий Бартенев. Он напомнил, что в 2011 году Верховный суд счел недействительным пункт 42.1 в части признания пилотов с ВИЧ и СПИДом негодными к летной работе.
"Иск к Минтрансу подал бывший бортпроводник компании "Аэрофлот". Он проработал десять лет, но год назад у него выявили ВИЧ. Ему предложили другую работу, но он отказался и был уволен",— сказал "Ъ" второй представитель истца, адвокат центра "Команда 29" Максим Оленичев. В Верховном суде представитель Минтранса заявил, что бортпроводники работают с продуктами и ВИЧ может передаваться через пищу. Этот аргумент отвергла старший научный сотрудник Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Наталья Ладная, которая выступила в суде экспертом. "Меня поразил уровень безграмотности юристов Минтранса. Многолетние исследования не подтверждают передачу вируса через пищу. Больной, принимающий антиретровирусную терапию, совершенно безопасен для общества и спокойно живет до старости",— рассказала "Ъ" госпожа Ладная. Она добавила, что ответчики говорили про внештатные ситуации, но напомнила: санитарные правила в любом случае запрещают людям с открытыми ранами оказывать первую помощь, чтобы не допустить заражения.
"В других странах бортпроводники с ВИЧ могут работать, это записано в правилах Международной организации гражданской авиации (ICAO)",— указала эксперт. При этом граждане со СПИДом, по ее словам, скорее всего, не пройдут медкомиссию из-за того, что часто болеют сопутствующими болезнями — например, пневмонией. "В законодательстве нет запрета на определенные профессии для носителей ВИЧ, а ведь их только по официальной статистике 870 тыс.,— уточняет Наталья Ладная.— И все работодатели, которые вводят запрет, нарушают закон. С ВИЧ не берут только призывников в армию, а вот офицеры с вирусом служат". "К сожалению, работодатели предпочитают уволить работника с ВИЧ,— сообщила в беседе с корреспондентом "Ъ" член совета НП ЭСВЕРО (занимается профилактикой ВИЧ.— "Ъ") Елена Романяк.— Увольняют, конечно, по другим, законным основаниям. Некоторые работодатели требуют у людей сдать анализ, хотя в законе есть перечень профессий и предприятий, где работников обязывают сдать кровь на ВИЧ, в основном это врачи". Госпожа Романяк считает, что этот перечень, утвержденный еще в 1995 году, тоже подлежит пересмотру. Директор Фонда помощи в области СПИДа (российский филиал общественной организации AIDS Healthcare Foundation) Денис Годлевский заявил "Ъ", что отменить стоит также запрет для ВИЧ-инфицированных на усыновление детей.