Проект ЦБК созрел для бумаги
Намерение вложиться в комбинат Амурска China Paper подтвердит в мае
China Paper Corporation (входит в холдинг Chengtong, «Чэнтун», КНР) готова к лету разработать бизнес-план по строительству целлюлозно-бумажного комбината в Амурске мощностью 500-800 тыс. т хвойной целлюлозы в год и стоимостью порядка $1 млрд. Обсуждение проекта проходило в рамках встречи с потенциальными китайскими инвесторами вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, который заявил о вероятном новом повышения пошлин на экспорт кругляка. В отрасли признают необходимость новых мощностей переработки, но подчеркивают, что повышение пошлин до их появления приведет к массовым банкротствам.
Китайская China Paper готова в мае подписать протокол о намерениях участия в проекте строительства Амурского ЦБК. К концу текущего года предполагается проработать инвестиционное соглашение. Об этом сообщил вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев по итогам встречи в Хабаровске с китайскими бизнесменами, на которой обсуждалось несколько проектов в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской области. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт отметил, что вопрос о конкретных сроках реализации проекта ЦБК пока не обсуждался, но в ближайшее время китайская компания планирует прислать в Амурск группу специалистов для проработки технических аспектов и оценки лесных ресурсов.
Проект строительства в Амурске ЦБК мощностью 500 тыс. т хвойной целлюлозы в год оценивается почти в $1 млрд. Идея активно обсуждается с 2012 года. Предполагается, что комбинат будет производить и поставлять в Китай несколько видов целлюлозы для различных видов бумаги и картона. Инициатор проекта Russian Forest Products Group (RFP, 42% принадлежит Российско-китайскому инвестиционному фонду) обеспечивает почти 10% всего объема поставок российского леса в Китай. В Амурске работает принадлежащий холдингу «Дальневосточный центр лесопереработки» (резидент ТОР «Комсомольск»).
«Говорим мы об этом очень давно, экономические условия за это время изменились, и некоторые принятые ранее решения сегодня уже неэффективны», — заявил господин Трутнев. В частности, изменение курса рубля к доллару привело к тому, что высокие экспортные пошлины на кругляк уже не являются заградительными. «В этой связи я дал поручение коллегам в Москве еще перед командировкой подготовить предложения по увеличению пошлин. Второе, — у нас есть механизм квотирования. В рамках инвестпроектов некоторое количество леса разрешается вывозить в непереработанном виде. Я просил коллег сделать механизм более гибким и привязать его к объему перерабатываемой лесной продукции. Например, перерабатываешь ты 100 тыс. кубометров древесины, — получаешь право вывозить столько же без переработки. Если нарушил разрешенные пропорции, — превышение лимита облагается заградительными экспортными пошлинами», — сказал вице-премьер.
Напомним, потеря дальневосточными лесоэкспортерами рынка АТР произошла почти сразу после выхода 5 февраля 2007 года правительственного постановления о поэтапном повышении вывозных пошлин на необработанную древесину. Летом того года была введена пошлина в 20%, год спустя ее повысили до 25%, а в 2009-м размер предполагалось установить в 80%. На последнее власти не решились, но сама угроза такой перспективы вскоре сказалась. Как и предрекали тогда „Ъ“ дальневосточные отраслевики, нуждающийся в стабильных поставках японский рынок в течение считанных месяцев переключился на экспортеров Канады, Филиппин и других стран. Поставки в КНР вскоре приняли теневой характер. Между 2007 и 2009 годами общий объем экспорта российской древесины в Китай сократился на 42%. В 2007 году общий экспорт с Дальнего Востока составлял 17,5 млн кубометров (98,2% — кругляк разных пород), через год — 17,4 млн куб. м (97,5% круглого леса), а уже в 2009 году — 9,27 млн куб. м (91% кругляка). В 2007 году доля китайского экспорта составляла 73%, на Японию приходилось 19%, на Южную Корею — 6%. Впоследствии доля японских и корейских покупателей, в основном, падала.
В 2016 году экспортировано 7,5 млн т древесины и изделий из нее стоимостью $923,9 млн. По сравнению с 2015 годом экспорт в весовом показателе увеличился на 16%, в стоимостном — на 9%. Основными странами импортерами традиционно стали Китай (81%), Япония (12,5%), Республика Корея (4%). В 2016 году 73% вывозимой лесопродукции составили необработанные лесоматериалы (в 2015 году — 75%).
Переговоры RFP Group и China Paper проходят с декабря 2016 года. По словам вице-президента RFP по развитию Романа Романовского, у китайской стороны возникли вопросы о месте строительства, количестве и качестве леса, уровне инфраструктуры и возможных поставщиках древесины. Как сказал господин Романовский „Ъ“, потенциальных партнеров удалось убедить в перспективах проекта. В феврале китайской стороне предоставили информацию о лесосырьевой базе, технологиях, расположении площадки. «Договорились о том, что если бизнес-план подтвердит целесообразность проекта, China Paper готова будет выступить мажоритарным акционером и основным инвестором проекта, а RFP — миноритарным акционером и партнером, обеспечивающим ЦБК сырьем. Холдинг способен обеспечить от 40% до 50% необходимого объема древесины на переработку», — сообщил он. В марте китайские инвесторы посмотрели площадку в Амурске. «Теперь на очереди вопрос о разработке бизнес-плана, который может быть подготовлен совместно летом. Расходы на подготовку оцениваются в несколько сотен тысяч долларов», — отметил господин Романовский.
«Воплощению проекта все эти годы мешало только отсутствие средств. Китай потребляет почти все, что ему предлагают, — единственно, тут вопрос цены, и если будут современные технологии, низкая себестоимость, то шансы проекта очень высоки», — оценил перспективы ЦБК глава ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко. Идея нового повышения пошлин на вывоз кругляка, на взгляд предпринимателя, «экономику не улучшит». «Думаю, времени у Юрия Петровича (Трутнева. — „Ъ“) было немного, и на самом деле он имел в виду, что сперва надо ввести дополнительные мощности переработки, а потом только пошлины повышать. Надо учитывать, что объем заготовки на Дальнем Востоке 12 млн кубов, а переработать можем 4 млн кубов. Если сейчас пошлины ввести, то будет много банкротств», — отметил он.