«Не исключаю, что могла произойти какая-то диверсия»
Авиаэксперт в эфире «Ъ FM» — о расследовании крушения Ту-154
Самолет Минобороны Ту-154 разбился под Сочи в декабре из-за ошибки пилота, пишет газета «Коммерсантъ». Машина снижалась под управлением пилота до самого столкновения с водой. По одной из версий, командир экипажа был дезориентирован в пространстве. Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин обсудил новые сведения с авиаэкспертом, бывшим сотрудником главного центра Единой системы организации воздушного движения Виталием Андреевым.
— Как вы думаете, почему летчик сажал самолет на воду, что его вынудило это делать? Почему он был дезориентирован, если погода, как сообщается, была хорошая?
— Да никто его не дезориентировал, это неправильное понятие. Если техническая система дала какой-то сбой, естественно, экипаж, оценивая обстановку, а самый главный человек в этом плане — командир корабля, принимает решение о том, как поступить: или посадить на воду, или вернуться обратно в аэропорт. Если Ту-154 садился на воду, значит, возможности вернуться обратно в Сочи не было.
— Раньше была озвучена версия про закрылки. То есть одно другому не противоречит? Возможно, возникла проблема какая-то технического характера, и пилот после этого пытался посадить самолет на воду?
— Абсолютно. Техническая ошибка какая-то была, техническая недостаточность работы машины. Не падают самолеты просто так, я просто в это не верю. Я уже тысячу раз говорил об этом, что самолет никогда не может упасть сам, если экипаж не повлиял на это. Но в этом случае я не верю в ошибку экипажа. Самолет прилетел из Чкаловска, все было благоприятно. Из Сочи он вылетел, набрал 250 м и вдруг ни с того ни с сего упал.
Первое, о чем я говорил, — это техническая система самолета, может быть, что –то случилось с топливом, может, произошла другая неисправность. Возможно, имела место диверсия — что-то такое натворили с самолетом в период, когда он стоял в аэропорту в Сочи. И последнее — это перегрузка. Я не знаю характер груза и центровку самолета, поэтому не могу судить о ситуации до конца. Об этом могут сказать только самописцы, какая центровка у самолета была. А центровка играет огромную роль.
— Да, это версии, которые уже звучали. Скажите, а легко ли посадить самолет на воду так, чтобы люди остались живы, чтобы самолет не разрушился?
— Да, можно посадить на воду, и все было бы благоприятно. Но если у самолета отвалились двигатели, значит, удар был очень сильный. Это падение не с высоты 250 м, а с гораздо большей. Это раз. Второе — скорость была значительно выше, чем озвучивалось. Говорили про 250-300 км/ч, но такого не может быть. Это скорость отрыва. Но про параметры полета может сказать только МАК, который проводит расследование. До сих пор итоги расследования не озвучивали. Значит, что-то умалчивается. Тут сидеть, гадать — дело неблагодарное. Мы не угадаем никогда. А предполагать мы можем все. Я не исключаю ошибки пилотов, но она чем-то вызвана. Чем она вызвана? Фактор какой был? Может, напал кто-то на пилота в кабине в этот момент, может, его кто-то ударил.
— Известна история, как летчики посадили самолет с пассажирами на Гудзон, вы ее тоже наверняка знаете, фильм снят на основе этих событий. Там была более благоприятная ситуация у летчиков? У них было больше времени? В чем разница?
— Вот поэтому я не исключаю, что, может быть, произошла какая-то диверсия. Может быть, она не полностью состоялась, и экипаж, исходя из этого, принимал решение, учитывая все аспекты. Но были маленькая скорость и высота. В этот момент только одно неправильное решение, ошибка стоили жизни всем.
В истории с Гудзоном высота у лайнера была приличная. Его экипаж принимал решение, исходя из того, что машина-то работает, все работает, но он выбрал именно тот момент, и самый главный момент. У нас был такой случай с Ту-104, который посадили на Неве, с Ту-154, который в Ижме садился. Аэродром вообще был в тайге, его найти нужно было.
— Диверсия на земле могла произойти, и потом в воздухе это уже стало критическим фактором?
— Совершенно верно. Неслучайно после расшифровки «черных ящиков» заговорили о закрылках. Когда пилоты набрали определенную высоту, они могли обнаружить, что закрылки не работают.