Аниматорам обрисовали неплохие перспективы
Для них могут ввести льготные страховые взносы
В 2018 году российские мультипликаторы могут наконец получить право на льготы, которых добиваются последние несколько лет. Минэкономики подготовило законопроект, снижающий для отрасли размер страховых взносов с 30% до 14% по аналогии с IT-компаниями. Льготы помогут конкурировать с иностранными студиями и привлекать зарубежные инвестиции, надеются участники рынка.
Минэкономики разработало законопроект о льготах для отечественных производителей анимации и направило его вице-премьеру Ольге Голодец, сообщил "Интерфакс". Предполагается, что льготы будут действовать с 2018 по 2023 год: взнос на обязательное пенсионное страхование составит 8%, на соцстрахование — 2%, на обязательное медицинское страхование — 4%. Стандартные ставки составляют 22%, 2,9% и 5,1% соответственно. На льготы могут рассчитывать компании, которым продажа анимационного контента и финансирование его производства из бюджета приносят не менее 70% доходов. Объем выпадающих доходов внебюджетных фондов Минэкономики оценивает не более чем в 300 млн руб. в год. В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что подготовили предложения по льготам для аниматоров, сейчас "вопрос прорабатывается".
Льготы для аниматоров обсуждаются уже несколько лет. Так, в мае 2013 года на встрече кинематографистов с президентом РФ Владимиром Путиным вопрос поднимал продюсер Сергей Сельянов. Тогда же Минэкономики предлагало рассмотреть поэтапное повышение ставки для мультипликаторов: с 14% в 2013-2017 годах, до 21% в 2018-м и до 28% в 2019 году.
При этом сейчас, как сообщал ранее "Ъ", в правительстве также обсуждаются снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% и повышение НДС с 18% до 22% — такие параметры возможного налогового маневра 13 марта называл глава Минфина Антон Силуанов.
В производстве мультфильмов в России заняты 2-2,5 тыс. человек, говорит президент Ассоциации анимационного кино и генпродюсер ГК "Рики" Илья Попов. Есть несколько крупных студий — "Анимакорд", "Петербург", "Паровоз", "Аэроплан", Wizart, "Мельница", "Киноартис" и др.,— каждая выпускает десятки часов анимации в год. В зависимости от техники, сроков и качества стоимость минуты малобюджетного двухмерного мультсериала может составлять до 150 тыс. руб. Минута среднебюджетной сериальной анимации, такой как "Фиксики" или "Смешарики", может стоить 250-500 тыс. руб.; высокобюджетной, например "Маши и медведя",— от 500 тыс. до 1 млн руб. Стоимость рисованного анимационного полнометражного фильма господин Попов оценивает в 100-150 млн руб., трехмерного — в 200-300 млн руб.
Льготы стимулировали бы развитие отрасли, которая конкурирует за специалистов и по стоимости производства на глобальном уровне, отмечает Илья Попов. "Ослабление рубля позволило создать искусственную ситуацию снижения затрат и сделать внутреннее производство в России более привлекательным, но зарплаты с тех пор поменялись, а затраты на импортное оборудование и софт выросли вдвое",— рассказывает он. На первом этапе льготы вряд ли приведут напрямую к увеличению объема производства, но если цена продукции будет конкурентной, то российские компании смогут делать совместные проекты с зарубежными и привлекать иностранные инвестиции, говорит эксперт.
Председатель правления "Союзмультфильма" Юлиана Слащева находит странным, что анимация на законодательном уровне не считается инновационной отраслью, "потому что это одна из немногих вещей, в чем Россия действительно может конкурировать с другими странами". "Союзмультфильм", по ее словам, сейчас не может расширить штат аниматоров, так как социальные налоги душат предприятие. "Это не тот случай, когда можно сократить персонал и снизить налоги. В больших анимационных компаниях работают по 200-300 человек, и в каждом проекте, как, например, "Смешарики", задействовано не менее сотни",— рассказывает она. Сейчас юристы "Союзмультфильма" ведут консультации со "Сколково" о возможности стать его индустриальным партнером, что также может дать ФГУПу некоторые льготы.
Генпродюсер Wizart Юрий Москвин согласен, что льготы помогут быть более конкурентоспособными на международных рынках. "Мы очень долго добивались, чтобы нас приравняли к IT-компаниям, так как у нас очень схожие задачи и проблемы, большая доля зарплатной составляющей в проекте",— подтверждает он.